С.Г. Галаганова
6
Гуманитарный вестник
# 6·2016
ня», «кощунство», «святотатство» (их место заняли правовые нор-
мы). Национальные культуры денежной цивилизации не нужны — ей
необходим унифицированный безнациональный «человейник». Рас-
пространяя мифы о якобы усложняющейся реальности, денежная ци-
вилизация перетирает эту реальность в пыль, где пылинки, при всем
их болезненном самомнении, духовно неотличимы одна от другой.
Сегодня стало очевидно, что ужасавшая К.Н. Леонтьева массо-
вая умственная, культурная и нравственная деградация духовно обур-
жуазившегося «среднеевропейца» является не только результатом, но
и важнейшим условием существования глобального класса банкиров.
Впрочем, повсеместно наблюдаемое в «независимых» и «самобыт-
ных» странах засилье голливудских фильмов, внедрение единых стан-
дартов моды, поведения, образа жизни представляет собой лишь субъ-
ективную сторону этого процесса. Дело в том, что стяжательство само
по себе блокирует творческие возможности личности (подменяя их
пронырливо-изобретательной креативностью). И если «делатели де-
нег» начинают задавать тон в обществе, это блокирует и национальное
творчество народа в целом (подменяя подлинную национальную куль-
туру пошлым фольклорным театром).
Оборотной стороной идеи русского государства является идея
православного государства с особым местом и ролью Русской право-
славной церкви (РПЦ). В связи с этим обсуждению подлежат такие
вопросы, как востребованность данного проекта (властью, обще-
ством, самой церковью), его взаимоотношения с иными культурами и
конфессиями, его способность органично встроить христианские
нормы и ценности в общенародный (нерелигиозный) идеал.
Очевидно, что классические формы церковно-государственных
отношений (византийская «симфония властей», придание правосла-
вию статуса государственной религии) не соответствуют реалиям со-
временной России, весьма далекой от православного жизнеустрой-
ства. Нельзя не учитывать и то, что вот уже четверть века РПЦ от-
крыто благословляет утвердившийся в стране явно нехристианский
общественный уклад и регулярно проклинает с амвонов советское
«безбожное лихолетье» с его общинно-нестяжательскими, евангель-
скими по сути своей нормами жизни. В этой ситуации тотальная экс-
пансия церкви в российские государственные институты (прежде
всего школу и армию) и клерикализация общественной жизни вызы-
вают естественное массовое отторжение. Однако вряд ли устроит нас
сегодня и советский вариант полного отстранения церкви от участия
в жизни народа как не отвечающий тому масштабному комплексу
задач, которые церковь и общество могут и должны решать вместе.
Гораздо более плодотворным может стать участие РПЦ в формиро-
вании духовного идеала полиэтнического и поликонфессионального
Российского государства.