Previous Page  6 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 9 Next Page
Page Background

С.Г. Галаганова

6

Гуманитарный вестник

# 6·2016

ня», «кощунство», «святотатство» (их место заняли правовые нор-

мы). Национальные культуры денежной цивилизации не нужны — ей

необходим унифицированный безнациональный «человейник». Рас-

пространяя мифы о якобы усложняющейся реальности, денежная ци-

вилизация перетирает эту реальность в пыль, где пылинки, при всем

их болезненном самомнении, духовно неотличимы одна от другой.

Сегодня стало очевидно, что ужасавшая К.Н. Леонтьева массо-

вая умственная, культурная и нравственная деградация духовно обур-

жуазившегося «среднеевропейца» является не только результатом, но

и важнейшим условием существования глобального класса банкиров.

Впрочем, повсеместно наблюдаемое в «независимых» и «самобыт-

ных» странах засилье голливудских фильмов, внедрение единых стан-

дартов моды, поведения, образа жизни представляет собой лишь субъ-

ективную сторону этого процесса. Дело в том, что стяжательство само

по себе блокирует творческие возможности личности (подменяя их

пронырливо-изобретательной креативностью). И если «делатели де-

нег» начинают задавать тон в обществе, это блокирует и национальное

творчество народа в целом (подменяя подлинную национальную куль-

туру пошлым фольклорным театром).

Оборотной стороной идеи русского государства является идея

православного государства с особым местом и ролью Русской право-

славной церкви (РПЦ). В связи с этим обсуждению подлежат такие

вопросы, как востребованность данного проекта (властью, обще-

ством, самой церковью), его взаимоотношения с иными культурами и

конфессиями, его способность органично встроить христианские

нормы и ценности в общенародный (нерелигиозный) идеал.

Очевидно, что классические формы церковно-государственных

отношений (византийская «симфония властей», придание правосла-

вию статуса государственной религии) не соответствуют реалиям со-

временной России, весьма далекой от православного жизнеустрой-

ства. Нельзя не учитывать и то, что вот уже четверть века РПЦ от-

крыто благословляет утвердившийся в стране явно нехристианский

общественный уклад и регулярно проклинает с амвонов советское

«безбожное лихолетье» с его общинно-нестяжательскими, евангель-

скими по сути своей нормами жизни. В этой ситуации тотальная экс-

пансия церкви в российские государственные институты (прежде

всего школу и армию) и клерикализация общественной жизни вызы-

вают естественное массовое отторжение. Однако вряд ли устроит нас

сегодня и советский вариант полного отстранения церкви от участия

в жизни народа как не отвечающий тому масштабному комплексу

задач, которые церковь и общество могут и должны решать вместе.

Гораздо более плодотворным может стать участие РПЦ в формиро-

вании духовного идеала полиэтнического и поликонфессионального

Российского государства.