Previous Page  5 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 9 Next Page
Page Background

Проблемы и противоречия русского православного государства

Гуманитарный вестник

# 6·2016 5

ла не психология, а окончательно сформировавшаяся к концу поза-

прошлого века на Западе ростовщическая цивилизация, получившая

условное название «капитализм». В ХХ в. ее плодотворно изучали за

рубежом — в частности, Э. Саттон (США) [7], Э. Шелдон (США) [8],

М. Роуботем (Великобритания) [9], С. Гезель (Германия) [10],

А. Бенсон (Швеция) [11]. Но наиболее капитальный труд был опуб-

ликован в 2013 г. на родине К.Н. Леонтьева: российский ученый,

доктор экономических наук В. Катасонов не только всесторонне ис-

следовал историю и сущность ростовщической банковской экономи-

ки, показав ее деструктивный характер, но и предложил более точ-

ный и понятный термин для обозначения основанного на ней обще-

ства — «денежная цивилизация» [12].

Эта цивилизация не менее религиозна, чем традиционные социу-

мы; у нее тоже есть своя религия — религия денег, есть свое боже-

ство, названное в Евангелии «мамоной», есть свой религиозный

культ — культ «любостяжания», обогащения, наживы. Порожденные

ее экономикой отношения всеобщей купли-продажи обращают неко-

гда разные, уникальные культурно-исторические типы в единообраз-

ные сообщества идолопоклонников — служителей «золотого тель-

ца», сохраняющих, впрочем, при этом свои традиционные религиоз-

ные и этнические «одежды». Яркость и экзотичность этих «одежд»

нисколько не мешает «менялам» (название одного из романов

А. Хейли) пропитывать христианские, мусульманские и иные «ду-

ховно-самобытные» социумы духом торгашества, своекорыстия,

меркантилизма. Напротив: усиленное акцентирование внешней само-

бытности способствует как удовлетворению патриотических чувств

народов, так и искусственному разжиганию (в случае необходимо-

сти) религиозно-этнических конфликтов.

Денежной цивилизацией правят не «помазанники Божии» и не

«слуги народа», а люди, наиболее преуспевшие в искусстве извлече-

ния личной выгоды. Они не способны стать творцами национальных

культур, ибо их собственная национальность «есть национальность

торгаша» (К. Маркс). Такой личностью может стать любой человек,

вне зависимости от его происхождения. Ростовщичество космополи-

тично по своей природе (как космополитичны и сами деньги). Столь

же космополитична денежная власть (гротескные формы этого кос-

мополитизма мы наблюдаем сегодня на Украине).

Что же касается подлинно национальных культур, то они разру-

шаются по мере превращения в товар веры, семьи, человеческих

чувств, отбрасывания незыблемых некогда принципов и табу, обес-

ценивания традиционных ценностей. Массовая протестная акция

граждан Франции и других христианских стран в январе 2015 г. под

лозунгом «Я — Шарли» свидетельствует о полном исчезновении из

массового сознания западноевропейских христиан понятий «святы-