Previous Page  4 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 9 Next Page
Page Background

С.Г. Галаганова

4

Гуманитарный вестник

# 6·2016

тий Рим, не имевшее никакого иного значения, кроме вселенской

миссии сохранения и укрепления православной веры, организации

жизни всех племен на основе евангельских заповедей.

«Подслушанные у истории» (выражение К.Н. Леонтьева) мысли,

способные стать ключом ко многим «противоречиям» современного

мира, были озвучены автором в последней трети XIX в., когда уже

можно было наблюдать и анализировать не только политические

проявления этнического национализма в форме национально-осво-

бодительных движений и революций, но и их реальные плоды. По-

следние озадачивали современников своей парадоксальностью: разъ-

единительно-обособленческая устремленность этносов (итальянцев

и греков, сербов и болгар, валахских румын и молдаван) по проше-

ствии недолгого времени оборачивалась тенденцией к их духовному

упрощению и постепенному смешению «в общем типе прогрессивно-

европейского мещанства» (так называл К.Н. Леонтьев буржуазные

стандарты).

Русский мыслитель стал первым исследователем, усмотревшим в

этом закономерность. Обстоятельно исследовать ее глубинные меха-

низмы он не успел, однако собранный богатейший фактический ма-

териал (в том числе во время дипломатической работы в Греции

и Турции) позволил сделать главный, весьма нелицеприятный вывод:

«Движение современного политического национализма есть не что

иное, как видоизмененное только в приемах распространение космо-

политической демократизации» [6, с. 185]. В переводе на язык поли-

тических реалий XXI в. этот вывод мог бы звучать так: национализм

есть идейное оружие этнически разнообразных космополитических

мафий, одна из гуманитарных технологий, позволяющая успешно

скрывать «кровное» финансово-экономическое и духовное родство

буржуазных национально-патриотических элит с глобальным субъ-

ектом мировой политики.

Еще в 1880 (!) г. К.Н. Леонтьев был склонен полагать, что все эт-

нические национализмы неизбежно становятся «строительным мате-

риалом» для космополитического «смешанного и однообразного

всемирного государства», работая на интересы «прогрессивных мо-

гильщиков» самобытных и суверенных народов. «Почему это так, не

берусь еще сообразить, — откровенно признается К.Н. Леонтьев в

письме одному из своих постоянных корреспондентов. — Для меня

самого это остается самой таинственной психологической загадкой,

которую разрешат только время и упорная, свежая мысль» [6, с. 185].

Последняя не замедлила явиться в лице Г.В. Бутми, А.Д. Нечволодо-

ва, С.Ф. Шарапова и других дореволюционных русских исследовате-

лей, обнаруживших причины «разрушительно-космополитического

значения тех движений, которые зовутся национальными» [6, с. 182],

в сфере экономики. Объектом научного анализа в данном случае ста-