С.Г. Галаганова
4
Гуманитарный вестник
# 6·2016
тий Рим, не имевшее никакого иного значения, кроме вселенской
миссии сохранения и укрепления православной веры, организации
жизни всех племен на основе евангельских заповедей.
«Подслушанные у истории» (выражение К.Н. Леонтьева) мысли,
способные стать ключом ко многим «противоречиям» современного
мира, были озвучены автором в последней трети XIX в., когда уже
можно было наблюдать и анализировать не только политические
проявления этнического национализма в форме национально-осво-
бодительных движений и революций, но и их реальные плоды. По-
следние озадачивали современников своей парадоксальностью: разъ-
единительно-обособленческая устремленность этносов (итальянцев
и греков, сербов и болгар, валахских румын и молдаван) по проше-
ствии недолгого времени оборачивалась тенденцией к их духовному
упрощению и постепенному смешению «в общем типе прогрессивно-
европейского мещанства» (так называл К.Н. Леонтьев буржуазные
стандарты).
Русский мыслитель стал первым исследователем, усмотревшим в
этом закономерность. Обстоятельно исследовать ее глубинные меха-
низмы он не успел, однако собранный богатейший фактический ма-
териал (в том числе во время дипломатической работы в Греции
и Турции) позволил сделать главный, весьма нелицеприятный вывод:
«Движение современного политического национализма есть не что
иное, как видоизмененное только в приемах распространение космо-
политической демократизации» [6, с. 185]. В переводе на язык поли-
тических реалий XXI в. этот вывод мог бы звучать так: национализм
есть идейное оружие этнически разнообразных космополитических
мафий, одна из гуманитарных технологий, позволяющая успешно
скрывать «кровное» финансово-экономическое и духовное родство
буржуазных национально-патриотических элит с глобальным субъ-
ектом мировой политики.
Еще в 1880 (!) г. К.Н. Леонтьев был склонен полагать, что все эт-
нические национализмы неизбежно становятся «строительным мате-
риалом» для космополитического «смешанного и однообразного
всемирного государства», работая на интересы «прогрессивных мо-
гильщиков» самобытных и суверенных народов. «Почему это так, не
берусь еще сообразить, — откровенно признается К.Н. Леонтьев в
письме одному из своих постоянных корреспондентов. — Для меня
самого это остается самой таинственной психологической загадкой,
которую разрешат только время и упорная, свежая мысль» [6, с. 185].
Последняя не замедлила явиться в лице Г.В. Бутми, А.Д. Нечволодо-
ва, С.Ф. Шарапова и других дореволюционных русских исследовате-
лей, обнаруживших причины «разрушительно-космополитического
значения тех движений, которые зовутся национальными» [6, с. 182],
в сфере экономики. Объектом научного анализа в данном случае ста-