Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

С.Г. Галаганова

2

Гуманитарный вестник

# 6·2016

народа [2, гл. 6; 3]. Для нашей темы в данном случае важен лишь

один тезис, с энтузиазмом воспринятый частью интеллигенции: со-

ветское не есть русское (равно, как и чеченское, грузинское, еврей-

ское и т. д.); став советскими, народы нашей страны утратили свою

этническую идентичность, восстановить которую возможно лишь

в условиях «своих», национальных (этнических) государств.

Этнический национализм, как и его антипод — национализм по-

лиэтнический, гражданский, — дитя буржуазных революций и по-

рожденного ими капиталистического уклада. Он явился на свет в ка-

честве защитной реакции народов, попавших под каток буржуазной

экономической эксплуатации, социального бесправия и культурной

ассимиляции. С тех пор идейной пищей этнического национализма

являются образы этнического врага, коллективная память о причи-

ненном (и причиняемом) зле и призывы к объединению на основе

«почвы и крови» (а следовательно, отделения от «чужих»). Что каса-

ется национализма гражданского, то он стал мировоззренческой ос-

новой формирования nation-states — независимых буржуазных госу-

дарств, объединивших на своих территориях различные народы

(один из которых, как правило, играл роль государствообразующего

этнического ядра) — в новые большие полиэтнические нации (кото-

рые стали именовать политическими, или гражданскими). Граждан-

ский национализм всегда конструктивен и оттого центростремите-

лен: он объединяет этносы на основе общих идей и перспективных

проектов, будь то «Великая Британия», «Прекрасная Франция» или

американская «Земля свободных людей».

В русской социальной философии проблема двух национализмов

была впервые глубоко проанализирована К.Н. Леонтьевым. Задолго

до эпохи глобализации он увидел в буржуазном всесмешении этно-

сов угрозу «цветущей сложности» культуры и социума. Но еще более

прозорливым оказалось проникновение русского мыслителя в сущ-

ность этнических национализмов как низшей, наиболее примитивной

формы проявления самосознания народа, не доросшего до уровня

развитой национальной культуры [4]. Неспособный к выдвижению

конструктивного общенародного проекта, «племенной» национализм

обычно прикрывает свою духовную и культурную ущербность агрес-

сивной риторикой об униженном великом народе и призывами

к национальному возрождению (не выходящему за рамки фольклор-

ных форм устроения быта). Творцам нового мирового порядка такие

национализмы не опасны; напротив, в соответствии с классическим

принципом «разделяй и властвуй» они целенаправленно провоциру-

ются сегодня при помощи изощренных гуманитарных технологий

(что мы видели в процессе разрушения СССР и продолжаем наблю-

дать по сей день).