Previous Page  3 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 9 Next Page
Page Background

Проблемы и противоречия русского православного государства

Гуманитарный вестник

# 6·2016 3

Не будет представлять опасности для всемирного правящего

класса и его полномочных представителей в России и русское нацио-

нальное государство (как и любое другое этническое государствен-

ное образование). С этим сегодня согласны все ведущие геополитики

от А. де Бенуа до А. Дугина, считающие, что сохранить реальную не-

зависимость, в том числе и духовно-культурную, в эпоху глобализа-

ции могут лишь «новые империи» — импероподобные общности

народов, объединенных на регионально-цивилизационной основе [5].

К.Н. Леонтьев считал имперскую стадию развития этноса высшей

(наиболее сложной и развитой) формой этнической самоидентифика-

ции. Разумеется, понятие империи употреблялось им не как синоним

государства-метрополии с колониальными владениями, а в качестве

названия одной из форм унитарного национально-государственного

устройства, объединяющей многочисленные гетерогенные этносоци-

альные и административно-территориальные образования на обшир-

ном («имперском») пространстве. Империя предполагает не «плавиль-

ные котлы» буржуазной ассимиляции, а относительно компактное

проживание различных этносов на своих исторических территориях

и сохранение ими своей самобытности. Правда, в отличие от совре-

менных геополитиков, К.Н. Леонтьев смотрел не «вперед», а «назад»,

в сторону православной Византийской империи. Отсюда используемое

им понятие «византизм», употребляемое как синоним имперского ду-

ха, имперского формата национального развития. «Имперское» не

значит «вненациональное»; это значит «сверхнациональное»: все эт-

носы (и совсем малочисленные, и имперообразующие), в полной мере

сохраняя свою «племенную» самобытность, в то же время поднимают-

ся над ней, выходя на новый, более высокий уровень национального

бытия.

Империи, конечно, не возникают на пустом месте — они созда-

ются нациями, достигшими духовной зрелости («величия»), способ-

ными предложить народам высокую национальную идею — источ-

ник для утоления «духовной жажды» всеми этносами (причем не

только данной страны). У Московской Руси такой идеей было право-

славие как единственно истинная вера — не наша, русская, нацио-

нальная, а всемирная, вселенская, открывающая возможность духов-

ного преображения («спасения») для всех людей на планете. Христи-

анство — религия имперская: оно родилось в империи (Римской),

сохранялось и развивалось в империи (Византийской). Московская

Русь тоже интуитивно шла к имперскому государственному устрое-

нию как наиболее органичной форме земного воплощения своего пла-

нетарного христианского духа. Да она, по сути, и была империей — со

времен Ивана Грозного, еще не ведая о Петре Великом. Синонимом

Святой Руси стало и родившееся в монастырской келье понятие Тре-