Гуманитарный вестник
# 6·2016 1
УДК 316.022.4 DOI 10.18698/2306-8477-2016-06-365
Проблемы и противоречия
русского православного государства
© С.Г. Галаганова
МГТУ имени Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрена концепция русского православного государства — одного из активно
выдвигаемых сегодня проектов оптимизации российского государственного устрой-
ства. Проанализировано содержание данной теоретической модели в контексте
современного российского экономического уклада и глобальной социальной динамики,
сделан вывод о наличии внутрисистемных и межсистемных противоречий антаго-
нистического характера. Чрезвычайно актуальными для понимания исследуемой
проблемы являются, по мнению автора, пророческие мысли К.Н. Леонтьева о фено-
мене русского этнического национализма как одной из технологий утверждения гло-
бальной космополитической власти.
Ключевые слова:
русское государство, православное государство, российское
национальное государство, гражданский (политический) национализм, этнический
национализм.
Чем более очевидной становится исчерпанность в современной
России компрадорско-олигархического социального проекта (псевдо-
либерального и псевдорыночного), тем более активизируется обсуж-
дение альтернативных моделей жизнеустройства российского социу-
ма. При этом участники научных и публицистических дискуссий все
чаще оперируют понятиями, связанными с этническими и духовными
аспектами обсуждаемой проблемы. Национальное государство, рус-
ская империя, демократия с христианским лицом, новая Византия —
подобные словосочетания сегодня стали частыми спутниками поиска
адекватной парадигмы будущего развития страны [1]. На их весьма
противоречивое содержание и обратим внимание.
Еще в 1970–1980-е годы идея русского государства стала неотъ-
емлемой частью идеологии русского национализма, самого странного
(на фоне тысячелетней истории России и ее духовной традиции)
и самого трагичного (по своим реальным и потенциальным послед-
ствиям) из всех советских и постсоветских этнических национализ-
мов. Как и все его аналоги, русский национализм возник не в народе,
а в среде немногочисленных представителей национального куль-
турного слоя, озаботившихся «нерусскостью» советской власти, ко-
торая якобы подавляла «русский дух». Сегодня эти уже ставшие ис-
торией события и процессы рассматриваются исследователями в ос-
новном в рамках темы «Гуманитарные технологии» как одна из
блестяще проведенных долговременных спецопераций по демонтажу
«красной империи» и имперского сознания ее многонационального