Previous Page  6 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 10 Next Page
Page Background

М.Ю. Егорова

6

Гуманитарный вестник

# 3·2016

ностей, составляющих ядро национальной самобытности» [11]. Кро-

ме огромного числа положительных моментов в этой программе, с

нашей точки зрения, есть изъяны, устранение которых представляет-

ся принципиальным. К сожалению, в документе никак не отражена

высокая социальная, в том числе и культурная, роль научно-

технической деятельности. А ведь именно наука и техника в подав-

ляющем большинстве определяют не только уровень цивилизацион-

ного развития общества, его материальные блага, возможности для

процветания, но и являются ведущим фактором формирования кар-

тины мира и мировоззрения граждан. Человек взаимодействует с

природой и другими людьми во многом через искусственный мир и

порождаемые им образы, которые развиваются благодаря достиже-

ниям науки и техники.

Существенный вклад в развитие научно-технического потенциа-

ла России со стороны государства могут внести следующие меры:

1) признание мировоззренческих, в том числе этических, интен-

ций субъектов научно-технической деятельности одним из ведущих

факторов научно-технического и социального прогресса;

2) разработка и внедрение новых этических принципов научно-

технической деятельности, управления и политики, основанных на

стремлении к положительным идеалам («светлому будущему»), а не

на принципах угроз и избегания потенциально «плохого»;

3) пропаганда в первую очередь высокой хозяйственной, а не

коммерческой значимости инноваций для развития общества [21];

4) создание высокого престижа таких профессий, как ученый,

преподаватель, инженер, учитель (отрадно отметить, что в «Основах

государственной культурной политики» один из разделов предпола-

гает «повышение общественного статуса учителя») [11];

5) конструирование и распространение в обществе единого по-

ложительного образа будущего как стратегической цели и миссии

научно-технического и социального развития;

6) модернизация государственной системы поощрения деятель-

ности научно-технического сообщества в таких областях, как:

— защита интеллектуальной собственности (в том числе в обла-

сти научных открытий) [22];

— наградная система (такие инициативы уже появляются на са-

мом высоком уровне [23], что вселяет надежду на их воплощение в

жизнь уже в ближайшем будущем);

— государственные ритуалы и символы.

Таким образом, современные проблемы морального измерения

постнеклассической науки не только выдвигают задачу необходимо-

сти ее методологического самосознания, но и требуют формирования

системы практических мер, призванных способствовать росту науч-

но-технического потенциала страны.