М.Ю. Егорова
6
Гуманитарный вестник
# 3·2016
ностей, составляющих ядро национальной самобытности» [11]. Кро-
ме огромного числа положительных моментов в этой программе, с
нашей точки зрения, есть изъяны, устранение которых представляет-
ся принципиальным. К сожалению, в документе никак не отражена
высокая социальная, в том числе и культурная, роль научно-
технической деятельности. А ведь именно наука и техника в подав-
ляющем большинстве определяют не только уровень цивилизацион-
ного развития общества, его материальные блага, возможности для
процветания, но и являются ведущим фактором формирования кар-
тины мира и мировоззрения граждан. Человек взаимодействует с
природой и другими людьми во многом через искусственный мир и
порождаемые им образы, которые развиваются благодаря достиже-
ниям науки и техники.
Существенный вклад в развитие научно-технического потенциа-
ла России со стороны государства могут внести следующие меры:
1) признание мировоззренческих, в том числе этических, интен-
ций субъектов научно-технической деятельности одним из ведущих
факторов научно-технического и социального прогресса;
2) разработка и внедрение новых этических принципов научно-
технической деятельности, управления и политики, основанных на
стремлении к положительным идеалам («светлому будущему»), а не
на принципах угроз и избегания потенциально «плохого»;
3) пропаганда в первую очередь высокой хозяйственной, а не
коммерческой значимости инноваций для развития общества [21];
4) создание высокого престижа таких профессий, как ученый,
преподаватель, инженер, учитель (отрадно отметить, что в «Основах
государственной культурной политики» один из разделов предпола-
гает «повышение общественного статуса учителя») [11];
5) конструирование и распространение в обществе единого по-
ложительного образа будущего как стратегической цели и миссии
научно-технического и социального развития;
6) модернизация государственной системы поощрения деятель-
ности научно-технического сообщества в таких областях, как:
— защита интеллектуальной собственности (в том числе в обла-
сти научных открытий) [22];
— наградная система (такие инициативы уже появляются на са-
мом высоком уровне [23], что вселяет надежду на их воплощение в
жизнь уже в ближайшем будущем);
— государственные ритуалы и символы.
Таким образом, современные проблемы морального измерения
постнеклассической науки не только выдвигают задачу необходимо-
сти ее методологического самосознания, но и требуют формирования
системы практических мер, призванных способствовать росту науч-
но-технического потенциала страны.