Previous Page  3 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 10 Next Page
Page Background

О потере мировоззренческих ориентиров современной научно-технической…

Гуманитарный вестник

# 3·2016 3

важным не только активное изучение, но и разработка морально-

нравственных устоев современного научно-технического сообще-

ства, эффективно противостоящих нарастающему этическому хаосу.

Некоторые особенности трансформации этических принципов

научно-технической деятельности в современной России можно про-

анализировать с помощью модели борьбы двух этических систем из-

вестного психолога и математика В.А. Лефевра [13]. В основе бинар-

ной модели поведения людей В.А. Лефевра лежат две этические си-

стемы, которые он выделил, изучая стереотипы российского и

американского обществ. В частности, было исследовано интуитивное

восприятие человеком таких фундаментальных понятий, как добро и

зло, а также особенности принятия решений: либо компромиссных,

либо конфликтных. В результате ученый пришел к следующему вы-

воду: для субъектов из «второй» этической системы, развивающейся

в СССР, оказалось свойственно стремление к добру и его пропаганда.

В «первой» же этической системе, характерной для США, деятель-

ность общества основывалась и продолжает развиваться на фунда-

ментальном принципе запрета зла.

Так, профессиональная и прикладная этика современной научно-

технической деятельности, уходящая корнями в научную культуру

западных стран, базируется на разнообразных табу против «зла», ко-

торое может причинить человек природе, а также на пропаганде его

ответственности за возможные негативные последствия в будущем

(см., например, [14, 15]). Институализация и конкретизация морали

до уровня различных запретов и угроз ответственностью продолжают

усиливаться на фоне роста глобальных техногенных угроз, когда

объективно возрастают возможности отдельной личности (ученого,

инженера, управленца) провоцировать развитие социальных и эколо-

гических катастроф.

Данная ситуация находит отражение в современном информаци-

онном поле. В наиболее распространенных в «рунете» электронных

образовательных материалах, посвященных глобальным и экологиче-

ским проблемам, в основу этики научно-технической деятельности в

первую очередь закладывается этика науки и техники, основными

субъектами реализации которой назначают ученых и инженеров. На

них преимущественно и возлагается ответственность за негативные

последствия научно-технического прогресса. Следовательно, именно

их деятельность предлагается в первую очередь особым образом ого-

варивать, нормировать, контролировать и критиковать.

Значимость указанных нюансов для содержания этики подчерки-

вает и профессор кафедры организации социальных систем и анти-

кризисного управления РАНХиГС при Президенте РФ В.Г. Буданов:

«”Негативная” этика не может быть долговременной гармонической