О потере мировоззренческих ориентиров современной научно-технической…
Гуманитарный вестник
# 3·2016 3
важным не только активное изучение, но и разработка морально-
нравственных устоев современного научно-технического сообще-
ства, эффективно противостоящих нарастающему этическому хаосу.
Некоторые особенности трансформации этических принципов
научно-технической деятельности в современной России можно про-
анализировать с помощью модели борьбы двух этических систем из-
вестного психолога и математика В.А. Лефевра [13]. В основе бинар-
ной модели поведения людей В.А. Лефевра лежат две этические си-
стемы, которые он выделил, изучая стереотипы российского и
американского обществ. В частности, было исследовано интуитивное
восприятие человеком таких фундаментальных понятий, как добро и
зло, а также особенности принятия решений: либо компромиссных,
либо конфликтных. В результате ученый пришел к следующему вы-
воду: для субъектов из «второй» этической системы, развивающейся
в СССР, оказалось свойственно стремление к добру и его пропаганда.
В «первой» же этической системе, характерной для США, деятель-
ность общества основывалась и продолжает развиваться на фунда-
ментальном принципе запрета зла.
Так, профессиональная и прикладная этика современной научно-
технической деятельности, уходящая корнями в научную культуру
западных стран, базируется на разнообразных табу против «зла», ко-
торое может причинить человек природе, а также на пропаганде его
ответственности за возможные негативные последствия в будущем
(см., например, [14, 15]). Институализация и конкретизация морали
до уровня различных запретов и угроз ответственностью продолжают
усиливаться на фоне роста глобальных техногенных угроз, когда
объективно возрастают возможности отдельной личности (ученого,
инженера, управленца) провоцировать развитие социальных и эколо-
гических катастроф.
Данная ситуация находит отражение в современном информаци-
онном поле. В наиболее распространенных в «рунете» электронных
образовательных материалах, посвященных глобальным и экологиче-
ским проблемам, в основу этики научно-технической деятельности в
первую очередь закладывается этика науки и техники, основными
субъектами реализации которой назначают ученых и инженеров. На
них преимущественно и возлагается ответственность за негативные
последствия научно-технического прогресса. Следовательно, именно
их деятельность предлагается в первую очередь особым образом ого-
варивать, нормировать, контролировать и критиковать.
Значимость указанных нюансов для содержания этики подчерки-
вает и профессор кафедры организации социальных систем и анти-
кризисного управления РАНХиГС при Президенте РФ В.Г. Буданов:
«”Негативная” этика не может быть долговременной гармонической