Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

М.Ю. Егорова

2

Гуманитарный вестник

# 3·2016

Однако сегодняшняя практика научно-технической деятельности,

как и сто лет назад, остается многомерной и далекой от этого идеала

(см. подробнее [4]). Более того, к сущностным признакам науки бу-

дущего современные исследователи относят «качественное разнооб-

разие научного знания, методологический плюрализм, единство про-

тивоположного, содержательную и эпистемологическую относитель-

ность всех главных характеристик научного знания» [5, с. 33].

Предполагается, что эффективное познание мира должно будет опи-

раться на множество разнообразных моделей действительности. При

этом «все эти модели будут противоречить друг другу при попытке

любой из них претендовать на универсальную значимость» [5, с. 33].

Главным принципом целеполагания в постнеклассике провозглаша-

ется не стремление к истинности научного знания и его мировоззрен-

ческая значимость, а «практическая применимость» и «инновацион-

ная ценность» [6, с. 26].

Несмотря на богатую и глубокую историю развития специфиче-

ского российского научного и инженерного мировоззрения, полити-

ческие реформы последних 30 лет сменили в нем традиционные ми-

ровоззренческие и познавательные доминанты идеологии узкоутили-

тарного понимания научно-технической деятельности как средства

заработка или получения прибыли. Сложность в понимании этиче-

ских принципов научно-технической деятельности добавляют ее со-

циокультурная, политическая и экономическая обусловленность.

Следующие сентенции сегодня, к сожалению, не редкость: «Наука

сейчас — это доступ к бюджетным средствам и заказам корпораций.

В ней царят жестокие нравы, в ней конкурентов уничтожают всеми

способами. Даже если эти ученые-конкуренты действительно нашли

нечто новое или решили те проблемы, над которыми десятилетиями

бились исследователи других научных школ» [7].

Престиж профессии стал оцениваться уровнем ее доходности.

При этом, согласно последним исследованиям среди студентов оте-

чественных технических вузов, современный образ профессионала и

его деятельности, «доходность», престиж труда ученых и преподава-

телей в России соответствуют самой низкой оценке — нулевой. При

этом среди опрошенных была отмечена также «низкая заинтересо-

ванность в работе на оборонных предприятиях» [8, с. 30, 31]. Про-

должает снижаться престиж и инженерных специальностей [9].

Развитие культуры постмодерна и распространение социальных

технологий «управляемого хаоса» [10] привело современное обще-

ство к «девальвации общепризнанных ценностей и искажению цен-

ностных ориентиров» [11]. По оценкам современных ученых, сегодня

«мораль оказалась вне общества» [12, c. 6], включая и все професси-

ональные сообщества. В этой ситуации становится принципиально