М.Ю. Егорова
2
Гуманитарный вестник
# 3·2016
Однако сегодняшняя практика научно-технической деятельности,
как и сто лет назад, остается многомерной и далекой от этого идеала
(см. подробнее [4]). Более того, к сущностным признакам науки бу-
дущего современные исследователи относят «качественное разнооб-
разие научного знания, методологический плюрализм, единство про-
тивоположного, содержательную и эпистемологическую относитель-
ность всех главных характеристик научного знания» [5, с. 33].
Предполагается, что эффективное познание мира должно будет опи-
раться на множество разнообразных моделей действительности. При
этом «все эти модели будут противоречить друг другу при попытке
любой из них претендовать на универсальную значимость» [5, с. 33].
Главным принципом целеполагания в постнеклассике провозглаша-
ется не стремление к истинности научного знания и его мировоззрен-
ческая значимость, а «практическая применимость» и «инновацион-
ная ценность» [6, с. 26].
Несмотря на богатую и глубокую историю развития специфиче-
ского российского научного и инженерного мировоззрения, полити-
ческие реформы последних 30 лет сменили в нем традиционные ми-
ровоззренческие и познавательные доминанты идеологии узкоутили-
тарного понимания научно-технической деятельности как средства
заработка или получения прибыли. Сложность в понимании этиче-
ских принципов научно-технической деятельности добавляют ее со-
циокультурная, политическая и экономическая обусловленность.
Следующие сентенции сегодня, к сожалению, не редкость: «Наука
сейчас — это доступ к бюджетным средствам и заказам корпораций.
В ней царят жестокие нравы, в ней конкурентов уничтожают всеми
способами. Даже если эти ученые-конкуренты действительно нашли
нечто новое или решили те проблемы, над которыми десятилетиями
бились исследователи других научных школ» [7].
Престиж профессии стал оцениваться уровнем ее доходности.
При этом, согласно последним исследованиям среди студентов оте-
чественных технических вузов, современный образ профессионала и
его деятельности, «доходность», престиж труда ученых и преподава-
телей в России соответствуют самой низкой оценке — нулевой. При
этом среди опрошенных была отмечена также «низкая заинтересо-
ванность в работе на оборонных предприятиях» [8, с. 30, 31]. Про-
должает снижаться престиж и инженерных специальностей [9].
Развитие культуры постмодерна и распространение социальных
технологий «управляемого хаоса» [10] привело современное обще-
ство к «девальвации общепризнанных ценностей и искажению цен-
ностных ориентиров» [11]. По оценкам современных ученых, сегодня
«мораль оказалась вне общества» [12, c. 6], включая и все професси-
ональные сообщества. В этой ситуации становится принципиально