Гуманитарный вестник
# 3·2016 1
УДК 172 DOI 10.18698/2306-8477-2016-03-349
О потере мировоззренческих ориентиров
современной научно-технической деятельности
на поле битвы двух этических систем
(по концепции В.А. Лефевра)
© М.Ю. Егорова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрен такой мировоззренческий регулятор научно-технической деятельно-
сти, как этика. Проанализированы некоторые ценности и этические принципы
деятельности современного научно-технического сообщества, в том числе с точ-
ки зрения модели двух этических систем В.А. Лефевра. Отмечена положительная
динамика в направлении совершенствования культуры современной России. Пред-
ложены меры по совершенствованию научно-технического потенциала нашей
страны в целях устойчивого развития.
Ключевые слова:
научно-техническая деятельность, этика, этические системы,
постнеклассическая наука, устойчивое развитие.
Центральный объект научных исследований на современном
постнеклассическом этапе развития науки — открытые сложные са-
моразвивающиеся системы, в которых человек является неотъемле-
мым компонентом. Такой объект становится как бы «человекораз-
мерным», соединяя в фокусе исследования объективную реальность с
субъективным внутренним миром человека. «Ответ» природы на
«вопросы» человека в такой ситуации начинает зависеть не только от
«способа вопрошания» и средств исследования субъекта, но и от его
психологии, профессиональных и социальных установок, культуры,
ценностей и этических взглядов [1]. Современные исследования фак-
торов общественного (политического и экономического) развития не
обходятся без изучения духовно-психологических детерминант [2].
Так какие же ценности и этические принципы составляют основу
профессиональной деятельности научно-технического сообщества? По
этическому «кодексу» («научному этосу»), разработанному социологом
Р. Мертоном еще в 30-х годах XX в., к ним относятся [3, с. 59]:
— универсализм и объективный характер научного знания;
— коллективизм, отражающий интернациональный характер ре-
зультатов научной деятельности;
— бескорыстное стремление ученого к истине;
— скептицизм, исключающий некритическое восприятие пред-
мета изучения.