М.Ю. Егорова
4
Гуманитарный вестник
# 3·2016
основой общественного развития… На негативной этике строятся
многие идеологии и воспитание, складываются политические и кри-
минальные альянсы, создаются секты и т. д. Негативная этика, чув-
ство самосохранения могут быть первым шагом к религии, вере. Од-
нако, хотя избегание худшего дает нам ту же эмоцию, что и позитив-
ный модус — достижение лучшего, но только последний —
позитивная этика — закрепляется психикой как побудительный творче-
ский мотив, воспроизводимый в любом состоянии человека…» [16].
Если взять модель В.А. Лефевра в качестве отправной точки ис-
следования этического потенциала современного российского науч-
но-технического сообщества, то окажется, что основные техногенные
угрозы таятся совсем не внутри научно-технического сообщества.
Прежде всего они связаны с «расщеплением» здравого смысла и размы-
тостью этических основ всего сегодняшнего российского общества.
Одно из главных поражений России в «холодной войне» произо-
шло именно на поле этической битвы, где главной мишенью были
нравственные ценности, фундаментальные моральные принципы по-
ведения и принятия решений. В результате современную Россию уже
трудно классифицировать по системе В.А. Лефевра, т. е. отнести ее к
«первой» или «второй» этической системе. Наша страна, скорее,
находится на переходном этапе от доминирования одних ценностей
над другими. Более того, ее невозможно адекватно оценить по логике
ни одной из сформулированных В.А. Лефевром этических систем.
Именно в этом заключается причина затруднения рефлексии россиян
над самими собой. Нередко противоречие состоит в том, что соб-
ственное восприятие действительности соответствует идеологии од-
ной этической системы, в то время как в поведении оказывается бо-
лее востребованной противоположная этическая система. Для субъ-
екта невольно и незаметно входит в норму реализация двойных
стандартов.
Указанные процессы сопровождаются забвением таких традици-
онных для России морально-нравственных механизмов развития
науки и техники, как опора на совесть, негласные императивы твор-
чества, ценностная обоснованность целей (см. пример в [17]), соци-
альное одобрение устремлений к светлому будущему, выражаемое в
различных формах, в том числе и в государственных наградах, пре-
миях, всеобщем признании, церемониях, ритуалах. Все больше в со-
временном обществе становятся популярными идеи общественно-
исторического регресса, отрицающие возможность достижения об-
ществом финальных или промежуточных (в рамках концепций о
циклической природе социального развития) положительных форма-
ций в ходе прогресса [18].