Гуманитарный вестник
# 3·2016 1
УДК 802.0 DOI 10.18698/2306-8477-2016-03-347
Использование метода электронного
анализа текстовых массивов по теме
«Оптика» для обучения английскому языку
студентов технических вузов
© И.И. Голосовская
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Исследованы основные характеристики метода корпусной лингвистики для реше-
ния задач, связанных с преподаванием английского языка в техническом вузе. В
качестве примера рассматривается практическое использование программы Con-
cordance 3. Перечислены методы определения лексического минимума для препода-
вания английского языка студентам технических вузов на уровнях владения Inter-
mediate и Pre-Intermediate, описаны методики анализа лексического материала в
реальном контексте, приведены примеры использования конкордансов в CALL
(Computer Assisted Language Learning).
Ключевые слова:
корпусная лингвистика, компьютерная лингводидактика, тек-
стовый массив, лексический минимум, терминология, английский язык, техниче-
ский вуз.
В последнее время преподаватели технических вузов все чаще
обращаются к корпусной лингвистике, которая является перспектив-
ным направлением в обучении иностранным языкам. Метод корпус-
ной лингвистики (метод электронного анализа текстов
)
интересен
для преподавателя тем,
что дает возможность анализировать языко-
вой материал в его естественной среде. Этот метод ориентирован на
реальные результаты и исследует не только чисто лингвистические
явления, но и такие, как, например, частотность слов и грамматиче-
ских конструкций. По мнению О.В. Нагель, унифицированный,
структурированный и размеченный массив языковых (речевых) дан-
ных предоставляет богатые возможности и для сопоставительного
анализа текстов при обучении приемам перевода [1].
Задачей данного исследования является объединение текстов по
теме «Оптика» в единый массив и попытка на их основе, используя
метод электронного анализа, выделить параметр частотности упо-
требления. Материалом исследования послужили научные статьи из
архивов англоязычных журналов по оптике с 2000 по 2015 г., учеб-
ники и учебные пособия, предназначенные для студентов, обучаю-
щихся в вузе по специальности «Оптика», а также фундаментальные