В.Н. Парамонов
8
Гуманитарный вестник
# 2·2016
Справедлива оценка, данная Д.И. Козлову В.А. Сойфером —
член-корреспондентом РАН, президентом СГАУ: «Его прозорли-
вость распространялась и на человеческие, и на профессиональные
отношения. В начале 60-х годов он взял курс на технологию дистан-
ционного зондирования Земли с помощью спутников-разведчиков,
тогда это направление не было в приоритете, люди вообще не пони-
мали, зачем это надо. А скоро выяснилось, что эта тематика чрезвы-
чайно актуальна, и до сих пор актуальность все повышается» [40].
Однако после смерти С.П. Королева ситуация изменилась. О натя-
нутых, далеко не партнерских отношениях между Центральным кон-
структорским бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) и
его филиалом в Куйбышеве писал В. Чаркин. На развитие КБ в Куй-
бышеве ЦКБЭМ выделяло явно заниженные трудовые и финансовые
ресурсы. Д.И. Козлов не мог смириться с таким положением, он прило-
жил титанические усилия по созданию на базе филиала самостоятель-
ного головного КБ [41, 42], и в июле 1974 г. было организовано Цен-
тральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ) [23, л. 1].
ЦСКБ стало головной организацией по разработке единственной
в СССР ракеты для пилотируемых программ, а Д.И. Козлов был
главным конструктором всех вариантов носителей на базе Р-7А.
В настоящее время трехступенчатая ракета «Союз» является един-
ственным в мире одноразовым баллистическим носителем, которому
доверен вывод в космос пилотируемых космических кораблей.
Однако не на всех предприятиях ракетно-космическое производ-
ство имело успех. Постановлением ЦК КПСС и Совета министров
СССР от 26 июня 1959 г. заводу № 276 было поручено создать двига-
тель 8Д717 с тягой 160 т для первой ступени ракетного комплекса
ГР-1, который разрабатывался в ОКБ С.П. Королева. Позднее завод и
его ОКБ были подключены к работе над ракетно-космическим ком-
плексом Н-1, который был задуман С.П. Королевым как многосту-
пенчатая (7 ступеней) ракета с продольным разделением ступеней.
Сначала коллектив завода занимался созданием двигателей для первой
и второй ступеней (11Д51 и 11Д52), но в 1963 г. заводу было поручено
разработать двигатели для третьей ступени (11Д53), а в 1965 г. — для
четвертой ступени (11Д59). В 1967 г. работы по доводке двигателей
11Д51, 11Д52, 11Д53 и 11Д59 были завершены и проведены их меж-
ведомственные (государственные) испытания. С.П. Королев плани-
ровал закончить создание ракетного комплекса к концу 1965 г. Но-
вую советскую ракету для полета человека на Луну было решено де-
лать на территории одного совнархоза — Средневолжского. Здесь на
заводе «Прогресс» и авиазаводе № 18 делали первые четыре ступени
ракеты — блоки А, Б, В и Г. На мехзаводе изготавливали трубопро-
воды. На металлургическом заводе — крупногабаритные детали ба-