Previous Page  8 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 15 Next Page
Page Background

В.Н. Парамонов

8

Гуманитарный вестник

# 2·2016

Справедлива оценка, данная Д.И. Козлову В.А. Сойфером —

член-корреспондентом РАН, президентом СГАУ: «Его прозорли-

вость распространялась и на человеческие, и на профессиональные

отношения. В начале 60-х годов он взял курс на технологию дистан-

ционного зондирования Земли с помощью спутников-разведчиков,

тогда это направление не было в приоритете, люди вообще не пони-

мали, зачем это надо. А скоро выяснилось, что эта тематика чрезвы-

чайно актуальна, и до сих пор актуальность все повышается» [40].

Однако после смерти С.П. Королева ситуация изменилась. О натя-

нутых, далеко не партнерских отношениях между Центральным кон-

структорским бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) и

его филиалом в Куйбышеве писал В. Чаркин. На развитие КБ в Куй-

бышеве ЦКБЭМ выделяло явно заниженные трудовые и финансовые

ресурсы. Д.И. Козлов не мог смириться с таким положением, он прило-

жил титанические усилия по созданию на базе филиала самостоятель-

ного головного КБ [41, 42], и в июле 1974 г. было организовано Цен-

тральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ) [23, л. 1].

ЦСКБ стало головной организацией по разработке единственной

в СССР ракеты для пилотируемых программ, а Д.И. Козлов был

главным конструктором всех вариантов носителей на базе Р-7А.

В настоящее время трехступенчатая ракета «Союз» является един-

ственным в мире одноразовым баллистическим носителем, которому

доверен вывод в космос пилотируемых космических кораблей.

Однако не на всех предприятиях ракетно-космическое производ-

ство имело успех. Постановлением ЦК КПСС и Совета министров

СССР от 26 июня 1959 г. заводу № 276 было поручено создать двига-

тель 8Д717 с тягой 160 т для первой ступени ракетного комплекса

ГР-1, который разрабатывался в ОКБ С.П. Королева. Позднее завод и

его ОКБ были подключены к работе над ракетно-космическим ком-

плексом Н-1, который был задуман С.П. Королевым как многосту-

пенчатая (7 ступеней) ракета с продольным разделением ступеней.

Сначала коллектив завода занимался созданием двигателей для первой

и второй ступеней (11Д51 и 11Д52), но в 1963 г. заводу было поручено

разработать двигатели для третьей ступени (11Д53), а в 1965 г. — для

четвертой ступени (11Д59). В 1967 г. работы по доводке двигателей

11Д51, 11Д52, 11Д53 и 11Д59 были завершены и проведены их меж-

ведомственные (государственные) испытания. С.П. Королев плани-

ровал закончить создание ракетного комплекса к концу 1965 г. Но-

вую советскую ракету для полета человека на Луну было решено де-

лать на территории одного совнархоза — Средневолжского. Здесь на

заводе «Прогресс» и авиазаводе № 18 делали первые четыре ступени

ракеты — блоки А, Б, В и Г. На мехзаводе изготавливали трубопро-

воды. На металлургическом заводе — крупногабаритные детали ба-