Previous Page  5 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 15 Next Page
Page Background

К истории формирования Куйбышевского ракетно-космического промышленного…

Гуманитарный вестник

# 2·2016 5

технологии, но и ломки в сознании рабочих, инженеров, руководите-

лей. По данным И. Султанова, директор завода «Прогресс» В.Я. Лит-

винов впоследствии вспоминал: «Это было страшное время. Мы, са-

молетчики до мозга костей, были вынуждены подчиниться приказу

Кремля, без какого бы то ни было желания все крушить и начинать

чуждое для души дело. Новые призывы и свежие транспаранты, раз-

вешанные на стенах корпусов, были похожи на воззвания к само-

убийству, и ничего нельзя было изменить…» [27].

Приходилось отказываться от многих «традиций». На заводе № 1

в сборочный цех в конце месяца, в период авралов, направлялись не-

подготовленные рабочие и контролеры, не знавшие основных требо-

ваний технической и технологической документации по сборке про-

дукции. Нередко главной задачей было не обеспечение качества про-

дукции, а выполнение плана. В бюро контроля большинства цехов не

было ни одного инженера [28, л. 84, 87]. Авиационная техника — это

техника многоразового использования. Ракета такой возможности не

предоставляет. Поэтому на каждом этапе изготовления любого узла

многократно возрастали требования к качеству технологических опе-

раций [29, л. 8].

Серьезными проблемами являлись обеспечение стабильных по-

ставок комплектующих, незакрепленность поставщиков материалов

и полуфабрикатов за заводами-потребителями. Это затрудняло сов-

местную работу предприятий по улучшению качества и надежности

двигателей [30, л. 15–16].

На предприятиях, привлеченных к изготовлению узлов двигате-

лей космических аппаратов, не хватало специализированного ме-

таллорежущего и сварочного оборудования [21, л. 28].

Для обеспечения научной поддержки и сопровождения производ-

ства в Куйбышев были призваны лучшие инженерные кадры. В соот-

ветствии с этим в 1958 г. в Куйбышеве открываются два филиала

всесоюзных НИИ: авиационных материалов (НИИАМ) и авиацион-

ной техники (НИАТ). На НИИАМ возлагалось решение проблем,

связанных с внедрением новой техники и технологий производства

на авиационных предприятиях региона. Заводом № 1 и филиалом

НИАТ был составлен план совместных работ по механизации произ-

водственных процессов, созданию поточных линий и другим вопро-

сам, направленным на снижение себестоимости изделий. Для опера-

тивного выполнения правительственного заказа филиалу НИАТ было

поручено разработать различные технологические процессы, в том

числе методы и средства рационального изготовления прессформ для

литья по выплавляемым моделям [31, л. 19–30; 32, л. 1–8; 33, л. 1–5].

В 1960 г. для завода № 276 и моторостроительного завода было изго-

товлено нестандартное оборудование для испытательных стендов

[36, л. 33].