К истории формирования Куйбышевского ракетно-космического промышленного…
Гуманитарный вестник
# 2·2016 5
технологии, но и ломки в сознании рабочих, инженеров, руководите-
лей. По данным И. Султанова, директор завода «Прогресс» В.Я. Лит-
винов впоследствии вспоминал: «Это было страшное время. Мы, са-
молетчики до мозга костей, были вынуждены подчиниться приказу
Кремля, без какого бы то ни было желания все крушить и начинать
чуждое для души дело. Новые призывы и свежие транспаранты, раз-
вешанные на стенах корпусов, были похожи на воззвания к само-
убийству, и ничего нельзя было изменить…» [27].
Приходилось отказываться от многих «традиций». На заводе № 1
в сборочный цех в конце месяца, в период авралов, направлялись не-
подготовленные рабочие и контролеры, не знавшие основных требо-
ваний технической и технологической документации по сборке про-
дукции. Нередко главной задачей было не обеспечение качества про-
дукции, а выполнение плана. В бюро контроля большинства цехов не
было ни одного инженера [28, л. 84, 87]. Авиационная техника — это
техника многоразового использования. Ракета такой возможности не
предоставляет. Поэтому на каждом этапе изготовления любого узла
многократно возрастали требования к качеству технологических опе-
раций [29, л. 8].
Серьезными проблемами являлись обеспечение стабильных по-
ставок комплектующих, незакрепленность поставщиков материалов
и полуфабрикатов за заводами-потребителями. Это затрудняло сов-
местную работу предприятий по улучшению качества и надежности
двигателей [30, л. 15–16].
На предприятиях, привлеченных к изготовлению узлов двигате-
лей космических аппаратов, не хватало специализированного ме-
таллорежущего и сварочного оборудования [21, л. 28].
Для обеспечения научной поддержки и сопровождения производ-
ства в Куйбышев были призваны лучшие инженерные кадры. В соот-
ветствии с этим в 1958 г. в Куйбышеве открываются два филиала
всесоюзных НИИ: авиационных материалов (НИИАМ) и авиацион-
ной техники (НИАТ). На НИИАМ возлагалось решение проблем,
связанных с внедрением новой техники и технологий производства
на авиационных предприятиях региона. Заводом № 1 и филиалом
НИАТ был составлен план совместных работ по механизации произ-
водственных процессов, созданию поточных линий и другим вопро-
сам, направленным на снижение себестоимости изделий. Для опера-
тивного выполнения правительственного заказа филиалу НИАТ было
поручено разработать различные технологические процессы, в том
числе методы и средства рационального изготовления прессформ для
литья по выплавляемым моделям [31, л. 19–30; 32, л. 1–8; 33, л. 1–5].
В 1960 г. для завода № 276 и моторостроительного завода было изго-
товлено нестандартное оборудование для испытательных стендов
[36, л. 33].