Previous Page  3 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 15 Next Page
Page Background

К истории формирования Куйбышевского ракетно-космического промышленного…

Гуманитарный вестник

# 2·2016 3

Во-вторых, в регионе за период Великой Отечественной войны и

в послевоенные годы сформировался мощный авиапромышленный и

оборонный комплекс, поставивший фронту более 25 000 самолетов

Ил-2 и 1270 штурмовиков Ил-10 [17, с. 285]. В послевоенные годы

на авиазаводах было налажено производство новейших самолетов.

Последнее показывало готовность заводов к коренной перестройке,

созданию новых цехов и участков, проектированию и изготовлению

большого количества сложной оснастки, к переподготовке рабочих и

инженерно-технических работников. Была создана соответствующая

транспортная, энергетическая инфраструктура.

В-третьих, авиационные и оборонные предприятия имели кадры со

сравнительно высокой квалификацией, обладавшие опытом работы в

организациях с высоким уровнем секретности и жесткими нормами

трудовой и технологической дисциплины, понимавшие значение этих

предприятий для национальной безопасности. Средний разряд произ-

водственных рабочих в 1957 г. на заводе № 1 составлял 4,65; на заводе

им. Фрунзе — 5,33; на заводе № 276 — 5,0 [18, л. 20, 24, 28].

К космической программе в 1960 г. были привлечены заводы № 1,

24, 305, 207, 454, 276, 525 [19, 20, 21]. В Куйбышеве построили мощный

металлургический завод (зашифрованный как «завод п/я 511»), который

по распоряжению Совмина СССР от 3 мая 1960 г. должен был за год

организовать выпуск крупногабаритных панелей для ракетной техники,

на что получил от Госплана СССР 71 млн рублей [22, л. 131].

В-четвертых, в Куйбышеве с 1942 г. функционировал авиацион-

ный институт, готовивший специалистов по летательным аппаратам,

двигателестроению. С 1957 г. в институте началась подготовка спе-

циалистов по ракетно-космической технике. Ученые и специалисты

института принимали участие в разработке и освоении производства

первых отечественных межконтинентальных баллистических ракет

Р-7, Р-7А, Р-9; ракет-носителей «Восток», «Молния», «Союз» и их

модификаций; участвовали в создании ракетно-космического ком-

плекса для обеспечения пилотируемого полета на Луну «Н1-Л3» по

проекту С.П. Королева.

В конце 1950-х годов институт выступил инициатором создания

отраслевых научно-исследовательских лабораторий, что послужило

мощным толчком развитию вузовской науки. К работе в институте

были привлечены известные ученые и производственники. Многие

годы кафедру «Конструкция и проектирование двигателей летатель-

ных аппаратов» возглавлял академик АН СССР и РАН, выпускник

Военмеха Н.Д. Кузнецов — генеральный конструктор авиадвигате-

лей, кафедру «Летательные аппараты» — член-корреспондент АН

СССР и РАН, генеральный конструктор, также выпускник Военмеха

Д.И. Козлов.