К истории формирования Куйбышевского ракетно-космического промышленного…
Гуманитарный вестник
# 2·2016 3
Во-вторых, в регионе за период Великой Отечественной войны и
в послевоенные годы сформировался мощный авиапромышленный и
оборонный комплекс, поставивший фронту более 25 000 самолетов
Ил-2 и 1270 штурмовиков Ил-10 [17, с. 285]. В послевоенные годы
на авиазаводах было налажено производство новейших самолетов.
Последнее показывало готовность заводов к коренной перестройке,
созданию новых цехов и участков, проектированию и изготовлению
большого количества сложной оснастки, к переподготовке рабочих и
инженерно-технических работников. Была создана соответствующая
транспортная, энергетическая инфраструктура.
В-третьих, авиационные и оборонные предприятия имели кадры со
сравнительно высокой квалификацией, обладавшие опытом работы в
организациях с высоким уровнем секретности и жесткими нормами
трудовой и технологической дисциплины, понимавшие значение этих
предприятий для национальной безопасности. Средний разряд произ-
водственных рабочих в 1957 г. на заводе № 1 составлял 4,65; на заводе
им. Фрунзе — 5,33; на заводе № 276 — 5,0 [18, л. 20, 24, 28].
К космической программе в 1960 г. были привлечены заводы № 1,
24, 305, 207, 454, 276, 525 [19, 20, 21]. В Куйбышеве построили мощный
металлургический завод (зашифрованный как «завод п/я 511»), который
по распоряжению Совмина СССР от 3 мая 1960 г. должен был за год
организовать выпуск крупногабаритных панелей для ракетной техники,
на что получил от Госплана СССР 71 млн рублей [22, л. 131].
В-четвертых, в Куйбышеве с 1942 г. функционировал авиацион-
ный институт, готовивший специалистов по летательным аппаратам,
двигателестроению. С 1957 г. в институте началась подготовка спе-
циалистов по ракетно-космической технике. Ученые и специалисты
института принимали участие в разработке и освоении производства
первых отечественных межконтинентальных баллистических ракет
Р-7, Р-7А, Р-9; ракет-носителей «Восток», «Молния», «Союз» и их
модификаций; участвовали в создании ракетно-космического ком-
плекса для обеспечения пилотируемого полета на Луну «Н1-Л3» по
проекту С.П. Королева.
В конце 1950-х годов институт выступил инициатором создания
отраслевых научно-исследовательских лабораторий, что послужило
мощным толчком развитию вузовской науки. К работе в институте
были привлечены известные ученые и производственники. Многие
годы кафедру «Конструкция и проектирование двигателей летатель-
ных аппаратов» возглавлял академик АН СССР и РАН, выпускник
Военмеха Н.Д. Кузнецов — генеральный конструктор авиадвигате-
лей, кафедру «Летательные аппараты» — член-корреспондент АН
СССР и РАН, генеральный конструктор, также выпускник Военмеха
Д.И. Козлов.