В.Н. Парамонов
4
Гуманитарный вестник
# 2·2016
2 января 1958 г. Правительство СССР приняло Постановление об
организации серийного выпуска межконтинентальных баллистиче-
ских ракет 8К71 на базе завода № 1 в Куйбышеве. Для организации
столь сложного для страны производства в феврале 1958 г. в Куй-
бышев был направлен представитель С.П. Королева Д.И. Козлов. Он
должен был организовать конструкторское сопровождение производ-
ства ракеты Р-7. С апреля 1958 г. по август 1959 г. Д.И. Козлов являлся
представителем главного конструктора в организации п/я 208 (так был
зашифрован завод № 1), а с августа 1959 г. работал на должности
начальника филиала ОКБ (п/я 65) при одновременном исполнении обя-
занностей заместителя главного конструктора ОКБ-1 [23, л. 16; 24, л. 4].
В процессе освоения производства изделий нередко возникали
ситуации, когда было необходимо внести изменения в техническую
документацию. Эти изменения должен был утверждать главный кон-
структор изделий — С.П. Королев. В целях оптимизации серийного
производства ракет в Куйбышеве С.П. Королев письмом от
20.06.1960 г. передал кальки-подлинники технической документации
на изделия 8К71 и 8К72 на ответственное хранение и дальнейшее ве-
дение серийно-конструкторскому отделу Авиационного завода № 1.
А заместителю Д.И. Козлову он делегировал часть своих полномо-
чий: «Все изменения в техническую документацию… утверждаются
моим заместителем тов. Козловым Д.И.». И далее: «Товарищу Козло-
ву Д.И. предоставляется право окончательного решения вопросов по
всем изменениям…» Через три дня — 23 июня 1960 г. — на базе от-
дела № 25 был создан филиал № 3 ОКБ-1, который возглавил
Д.И. Козлов. В 1960–1961 гг. Д.И. Козлову и возглавляемому им кол-
лективу главным конструктором С.П. Королевым было предоставле-
но право самостоятельного решения многих технических вопросов
по производству баллистических ракет и ракет-носителей для косми-
ческих полетов [25, с. 490].
Производство техники качественно нового уровня требовало и
иной инфраструктуры, которая должна была обеспечить головные
предприятия всеми необходимыми деталями, узлами и приборами,
многие из которых нужно было еще только освоить. Становление
инфраструктуры промышленности по изготовлению баллистических
ракет дальнего действия проходило в сложных условиях. Например,
завод № 24 как предприятие авиационного серийного двигателестро-
ения был построен в период войны для выпуска одного изделия —
мотора для Ил-2. Для производства двигателей космических аппара-
тов потребовались строительство новых корпусов и реорганизация
управления производством [26, л. 3, 4].
Переход предприятий от авиационного производства к производ-
ству ракетно-космической техники требовал не только перестройки