К истории формирования Куйбышевского ракетно-космического промышленного…
Гуманитарный вестник
# 2·2016 9
ков и элементов каркаса. Сызранские заводы «Пластик» и «Тяжмаш»
производили практически все теплозащитные и наиболее тяжелые
конструкции для стендового оборудования ракеты-носителя, а также
конструкционные элементы: фермы, опорное кольцо, на котором
стояла ракета, и т. д. Филиалу № 3 ОКБ-1 было поручено сопровож-
дать конструкторскую документацию при изготовлении блоков А, Б
и В на куйбышевских заводах. Затем ему была поручена разработка
конструкторской документации и экспериментальная отработка раз-
гонного блока Г [43, с. 89].
Несмотря на то, что в создание двигателя лунной программы бы-
ла вовлечена вся промышленность ВПК, задача для страны оказалась
сложной, и произошла задержка по времени. Среди ракетных ОКБ,
НИИ и Министерства общего машиностроения было распространено
мнение, что основная вина в срыве сроков создания Н-1 лежит на
двигателистах. 17 мая 1974 г. на Совете обороны страны протоколом
№ 45/П-137/VII работы по ракетному комплексу Н-1 были закрыты.
«Лунная программа» прервалась. Коллективу Н.Д. Кузнецова (в 1974 г.
Н.Д. Кузнецов был избран академиком АН СССР по отделению меха-
ники и процессов управления) [44, л. 15] было поручено сосредоточить-
ся на доработке самолетных двигателей [13, с. 116, 131, 136; 45, с. 41].
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Зиеминьш М. Генеральный конструктор.
Красная Звезда
, 24 июня 1986.
[2]
Куликовская Г.
Признание? Да, всемирное. Очерки
. Москва, Правда, 1985,
47 с.
[3]
Пономарев А. Конструктор могучих двигателей.
Крылья Родины
, 1981,
№ 6, с. 30–31
[4]
Истомина Г. Зачем нам спутники.
Волжская заря
, 9–11 июля 1991.
[5]
Белкин А.В Складывание структуры ракетно-космического комплекса
Куйбышевской области (1958–1961 гг.).
Платоновские чтения: материалы
XII Всероссийской конференции молодых историков г. Самары
10-11 ноября 2006 г
. Самара, Универс-групп, 2006, 280 с.
[6]
Беляков Б.В.
Звездный путь «Прогресса»
. Самара, СамНЦ РАН, 2014, 388 с.
[7]
Гриценко Е.А., Игначков С.М.
Человек-легенда. Николай Дмитриевич
Кузнецов — генеральный конструктор авиационных и ракетных
двигателей, наземных газотурьинных установок. К 100-летию со дня
рождения.
Самара, Издательский дом «Агни», 2011, 352 с.
[8]
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А.
Конструктор космической верфи
. Москва,
Офорт, 2007, 307 с.
[9]
Загребина Г.
Дело всей жизни
. Самара, Издательский дом «Агни», 2010.
[10]
Кирилин А.Н., Аншаков Г.П., Ахметов Р.Н., Сторож А.Д.
Космическое
аппаратостроение
. Самара, Издательский дом «Агни», 2011, 280 с.
[11]
Кирилин А.Н., Ахметов Р.Н., Тюлевин С.В., Фомин Г.Е. и др.
Самарские
ступени «семерки»
. Самара, Издательский дом «Агни», 2011, 256 с.
[12]
Кирилин А.Н., Родин Н.П., Петренко С.А., Маркин А.А., Изюмова Ю.А.,
Семенов С.В.
Незабываемые космические программы
. Самара, ЦСКБ-
Прогресс, 2013, 316 с.