Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в России и за рубежом - page 8

8
Н.Ю. Юрченко
Статьей 262 НК РФ предусмотрен особый порядок учета расходов
на НИОКР. Расходы на НИОКР, относящиеся к созданию новой или
усовершенствованной продукции, осуществленные организацией са-
мостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, со-
ответствующем ее доле доходов), равно как и на основании договоров,
по которым она выступает в качестве заказчика таких исследований,
признаются для целей налогообложения после их завершения или за-
вершения отдельных этапов этих работ. Данные расходы включаются
в состав прочих расходов в течение года при условии использования
указанных разработок в производстве. Расходы на НИОКР, которые не
дали положительного результата, также подлежат включению в состав
прочих расходов в течение одного года.
При продаже результатов НИОКР, т.е. выполнения НИОКР в каче-
стве исполнителя, указанные расходы рассматриваются как расходы
на осуществление деятельности, направленной на получение дохода.
Статья 262 НК РФ признает в качестве расходов на НИОКР также
отчисления на формирование Российского фонда технологического
развития и иных фондов финансирования НИОКР. Такие расходы еди-
новременно признаются для целей налогообложения в пределах 0,5%
валовой выручки.
С 1 января 2009 г. при исчислении налога на прибыль расходы ор-
ганизаций на исследования и разработки, перечень которых утвержден
в Постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 988, вклю-
чаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с ко-
эффициентом 1,5. В установленном перечне обозначены, в частности,
ракетно-космическая, авиационная и морская техника нового поколе-
ния, электронная компонентная база, технологии атомной энергетики,
исследования и разработки в сферах клеточных, биоинформационных
технологий, наноматериалов и нанотехнологий и др.
В ст. 251 НК РФ приведен перечень доходов, не учитываемых при
определении налоговой базы по налогу на прибыль. К доходам, не об-
лагаемым таким налогом, относят целевые средства (гранты, средства
внебюджетных фондов научного, фундаментального и инновационного
характера), перечень которых приведен в подп. 14 п. 1 названной статьи.
Набор средств налоговой политики в научно-технической сфере от-
носительно ограничен. В настоящее время в мерах, принятых по на-
логовому стимулированию в России, отсутствует хорошо зарекомен-
довавший себя в экономически развитых странах подход, когда налог
на прибыль (корпоративный подоходный налог) уменьшается в случае,
если предприятие увеличивает расходы на НИОКР и рост своего науч-
но-технического потенциала.
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11
Powered by FlippingBook