6
Н.Ю. Юрченко
– Федеральный фонд производственных инноваций (ФФПИ);
– Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);
– Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ);
– Российский фонд технологического развития (РФТР); и др.
Основным документом, который регулирует размещение НИОКР
для государственных нужд, является Федеральный закон «О размеще-
нии заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных нужд» [4]. Средства по госу-
дарственному заказу на проведение НИОКР поступают на предпри-
ятие, как правило, по федеральным целевым программам (ФЦП), от
министерств и других ведомств.
Размещение госзаказа может осуществляться путем проведения
торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электрон-
ной форме. При проведении торгов выделяются лоты, где указываются
тема НИОКР, цена (начальная/максимальная), сроки проведения работ
и другие условия. Предприятие обязано разместить заявку на участие
в конкурсе в отношении того или иного лота. Контракт заключается с
победителем тендера отдельно по каждому лоту.
Для участия в конкурсе обязательным условием является отсут-
ствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным
налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого
уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший ка-
лендарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости
активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчет-
ности за последний завершенный отчетный период.
Если следовать букве закона, то заказчик вправе устанавливать до-
полнительные требования к участникам размещения заказа, которые
могут касаться необходимых производственных мощностей, квалифи-
кации персонала, оборудования, а также финансовых вопросов.
Помимо денежных ресурсов министерств и ведомств финансирова-
ние НИОКР осуществляется и из средств целевых программ. Несмотря
на то, что таких программ много, их возможности невелики, имеют
массу сложностей и нюансов, как правило, из-за неувязки сроков и тре-
буемых средств. Поэтому предприятия-исполнители часто вынуждены
изыскивать собственные средства, реинвестировать прибыль, если она
имеется. В связи с тем, что государственный заказчик, как правило, не
выделяет денежные средства на НИОКР на условиях 100%-ного аван-
сирования, а чаще в соотношении 30%:70%, то в условиях недофинан-
сирования работ предприятие вынуждено принять на себя б
о
льшую
часть рисков и работать на собственные средства. Кроме типичного
для НИОКР риска получения отрицательных результатов существуют