К вопросу о концепции дисциплины «Экологическая культура преподавателя»
5
• знание основных экологических проблем современности, причин
их возникновения и возможных путей решения в рамках профессии;
• наличие совокупности общественных естественнонаучных и
технических знаний, отражающих систему современного информа-
ционного общества;
• владение способами получения и передачи экологически значи-
мой информации.
Эколого-педагогическая компетентность
— неотъемлемая часть
общей педагогической культуры преподавателя и один из важнейших
показателей педагогического мастерства, включающая в себя:
• знания по педагогике, психологии и методике преподавания;
• умение обращать любую ситуацию в педагогическую;
• умение видеть локальные и глобальные экологические пробле-
мы в рамках узкопрофессионального предмета;
• мотивацию, потребность и интерес к получению знаний, умений
и навыков в области экологии;
• владение современными технологиями в образовании;
• умение видеть и формулировать педагогические задачи в обла-
сти формирования экологической культуры личности на основе ана-
лиза педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их
решения.
Экологически направленное мировоззрение
выражает:
• отношение преподавателя к экологическим проблемам и охране
окружающей среды;
• отношение к правовым и нравственным аспектам экологии;
• нравственное содержание личности и искреннее желание содей-
ствовать формированию экологической культуры общества.
В качестве основных критериев сформированности экологиче-
ской компетентности можно рассматривать экологические знания об
умении решать комплексные практические задачи, определение си-
стемы ценностных ориентаций, анализ результатов обучения, стрем-
ление к получению новых экологических знаний.
Все практические направления деятельности базируются на зна-
ниях, полученных в результате образовательной деятельности. Блок
естественнонаучных дисциплин в техническом вузе описывает с раз-
личных сторон один и тот же объект — природу и является базой для
всех общепрофессиональных и специальных технических дисциплин.
Таким образом, подготовка в технических вузах современных инже-
неров предполагает повышение экологической компетентности. Под
влиянием сегодняшних экологических проблем необходимо разви-
вать системное и сквозное экологическое образование, в связи с чем
в инженерном образовании происходят процессы переориентации от
узкопрофильного подхода к подготовке специалистов к формирова-
нию компетентной широко образованной личности, обладающей си-