К вопросу о концепции дисциплины «Экологическая культура преподавателя»
1
УДК 378
К вопросу о концепции дисциплины
«Экологическая культура преподавателя»
В.Е. Медведев, Т.В. Попова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия
Рассмотрены цели и задачи формирования экологической культуры преподавате-
лей высшей технической школы как основного средства воспитания будущей науч-
но-технической элиты. Предложены и обоснованы структура экологической
культуры, ее источники и составные части. Приведены основные критерии сфор-
мированности экологической компетентности на примере программы курса «Эко-
логическая культура преподавателя», читаемом в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Ключевые слова:
экологическая культура, экологическая компетентность, эколо-
гическое образование, технический вуз, естественнонаучные дисциплины, устой-
чивое развитие.
В наши дни экология приближается к понятию культуры, ориен-
тированной на проблемы человека. Формирование экологического
мировоззрения через экологическое образование и просвещение ста-
новится неотъемлемой частью культурно-просветительского аспекта
деятельности преподавателей.
Экологизация научных знаний представляет собой важнейшую
задачу современного высшего образования. Требуемая современно-
стью все большая социализация роли специалиста технического про-
филя предполагает его высокий профессионализм и ответственность
перед обществом и окружающей средой, что, по сути, является про-
явлением его экологической культуры.
Начиная со второй половины ХХ в., люди стали сознавать, что в
мире, где так ухудшается окружающая среда и так много социальных
проблем, невозможны здоровое общество и экономика. К началу
1990-х гг. стало понятно, что более нельзя рассматривать окружаю-
щую среду и социально-экономическое развитие как изолированные
области. Экономическое развитие, конечно, не может остановиться,
но ему необходимо пойти по иному пути, перестав столь активно
разрушать окружающую среду; экономика должна удовлетворять
нужды и законные желания людей, но ее росту нужно вписываться в
пределы экологических возможностей планеты. В 90-е годы ХХ в.
задача состояла в том, чтобы преобразовать это понимание в кон-
кретные дела и совершить переход к устойчивым формам развития и
образу жизни.
В итоговом документе конференции по вопросам окружающей
среды и развитию «Повестка дня на ХХI век» (1992 г., Рио-де-