1 / 7 Next Page
Information
Show Menu
1 / 7 Next Page
Page Background

К вопросу о концепции дисциплины «Экологическая культура преподавателя»

1

УДК 378

К вопросу о концепции дисциплины

«Экологическая культура преподавателя»

В.Е. Медведев, Т.В. Попова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия

Рассмотрены цели и задачи формирования экологической культуры преподавате-

лей высшей технической школы как основного средства воспитания будущей науч-

но-технической элиты. Предложены и обоснованы структура экологической

культуры, ее источники и составные части. Приведены основные критерии сфор-

мированности экологической компетентности на примере программы курса «Эко-

логическая культура преподавателя», читаемом в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Ключевые слова:

экологическая культура, экологическая компетентность, эколо-

гическое образование, технический вуз, естественнонаучные дисциплины, устой-

чивое развитие.

В наши дни экология приближается к понятию культуры, ориен-

тированной на проблемы человека. Формирование экологического

мировоззрения через экологическое образование и просвещение ста-

новится неотъемлемой частью культурно-просветительского аспекта

деятельности преподавателей.

Экологизация научных знаний представляет собой важнейшую

задачу современного высшего образования. Требуемая современно-

стью все большая социализация роли специалиста технического про-

филя предполагает его высокий профессионализм и ответственность

перед обществом и окружающей средой, что, по сути, является про-

явлением его экологической культуры.

Начиная со второй половины ХХ в., люди стали сознавать, что в

мире, где так ухудшается окружающая среда и так много социальных

проблем, невозможны здоровое общество и экономика. К началу

1990-х гг. стало понятно, что более нельзя рассматривать окружаю-

щую среду и социально-экономическое развитие как изолированные

области. Экономическое развитие, конечно, не может остановиться,

но ему необходимо пойти по иному пути, перестав столь активно

разрушать окружающую среду; экономика должна удовлетворять

нужды и законные желания людей, но ее росту нужно вписываться в

пределы экологических возможностей планеты. В 90-е годы ХХ в.

задача состояла в том, чтобы преобразовать это понимание в кон-

кретные дела и совершить переход к устойчивым формам развития и

образу жизни.

В итоговом документе конференции по вопросам окружающей

среды и развитию «Повестка дня на ХХI век» (1992 г., Рио-де-