Previous Page  3 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 7 Next Page
Page Background

К вопросу о концепции дисциплины «Экологическая культура преподавателя»

3

Именно поэтому в системе требований к выпускнику инженерного

вуза, принятой Всемирным конгрессом по инженерному образованию,

наряду с требованиями профессиональной компетентности, коммуни-

кационной и творческой готовности, выдвигается требование владения

методами экологического обеспечения производства и инженерной

защиты окружающей среды. Еще более значимо это требование выра-

жено Европейской федерацией национальных ассоциаций инженеров,

оценивающей программы инженерной подготовки на основании «по-

тенциала компетентности» специалистов, которые должны «понимать

существо инженерной профессии так же, как ответственность по от-

ношению к обществу и окружающей среде» [2]. С целью реализации

концепции экологического образования в рамках концепции устойчи-

вого развития, в МГТУ им. Н.Э. Баумана в системе переподготовки и

повышения квалификации преподавателей технических вузов в тече-

ние ряда лет читается дисциплина «Экологическая культура препода-

вателя», которая ставит перед собой следующие задачи:

• ознакомить слушателей со спецификой и направленностью эко-

логического образования;

• рассмотреть основные понятия экологии в тесной связи с ис-

пользованием этих понятий в педагогике высшей школы;

• ознакомить слушателей с содержанием и особенностью совре-

менной экологической проблемы, причинами ее возникновения и

возможными путями ее решения;

• ознакомить слушателей с основными положениями социальной

экологии и их роли в переходе к новой научной парадигме;

• изучить связи общественного развития, научно-технического

прогресса и кризисов экологии;

• рассмотреть становление и развитие экологической культуры

как способа гармонизации взаимодействия общества и природы;

• обсудить качество окружающей природной среды и возможно-

сти ее инженерной защиты;

• обеспечить осознание слушателями необходимости дополнения

техноцентрической ориентации деятельности специалиста в техниче-

ских предметных областях профессиональной эколого-антропоцен-

трической ориентацией деятельности преподавателя.

Данная дисциплина направлена на решение задач, связанных с

развитием гуманитарного мышления слушателей, формированием у

них психолого-педагогических знаний и умений, в частности, с вла-

дением способами применения законов экологии в теории обучения в

высшей школе и умением реализовывать их в разработке конкретной

дидактической задачи занятия.

Преподавателю высшей школы постоянно нужно ставить перед

собой следующую цель: знания выпускника вуза должны соответ-

ствовать передовым достижениям науки, соединенным с его эколо-