К вопросу о концепции дисциплины «Экологическая культура преподавателя»
3
Именно поэтому в системе требований к выпускнику инженерного
вуза, принятой Всемирным конгрессом по инженерному образованию,
наряду с требованиями профессиональной компетентности, коммуни-
кационной и творческой готовности, выдвигается требование владения
методами экологического обеспечения производства и инженерной
защиты окружающей среды. Еще более значимо это требование выра-
жено Европейской федерацией национальных ассоциаций инженеров,
оценивающей программы инженерной подготовки на основании «по-
тенциала компетентности» специалистов, которые должны «понимать
существо инженерной профессии так же, как ответственность по от-
ношению к обществу и окружающей среде» [2]. С целью реализации
концепции экологического образования в рамках концепции устойчи-
вого развития, в МГТУ им. Н.Э. Баумана в системе переподготовки и
повышения квалификации преподавателей технических вузов в тече-
ние ряда лет читается дисциплина «Экологическая культура препода-
вателя», которая ставит перед собой следующие задачи:
• ознакомить слушателей со спецификой и направленностью эко-
логического образования;
• рассмотреть основные понятия экологии в тесной связи с ис-
пользованием этих понятий в педагогике высшей школы;
• ознакомить слушателей с содержанием и особенностью совре-
менной экологической проблемы, причинами ее возникновения и
возможными путями ее решения;
• ознакомить слушателей с основными положениями социальной
экологии и их роли в переходе к новой научной парадигме;
• изучить связи общественного развития, научно-технического
прогресса и кризисов экологии;
• рассмотреть становление и развитие экологической культуры
как способа гармонизации взаимодействия общества и природы;
• обсудить качество окружающей природной среды и возможно-
сти ее инженерной защиты;
• обеспечить осознание слушателями необходимости дополнения
техноцентрической ориентации деятельности специалиста в техниче-
ских предметных областях профессиональной эколого-антропоцен-
трической ориентацией деятельности преподавателя.
Данная дисциплина направлена на решение задач, связанных с
развитием гуманитарного мышления слушателей, формированием у
них психолого-педагогических знаний и умений, в частности, с вла-
дением способами применения законов экологии в теории обучения в
высшей школе и умением реализовывать их в разработке конкретной
дидактической задачи занятия.
Преподавателю высшей школы постоянно нужно ставить перед
собой следующую цель: знания выпускника вуза должны соответ-
ствовать передовым достижениям науки, соединенным с его эколо-