Previous Page  2 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 7 Next Page
Page Background

В.Е. Медведев, Т.В. Попова

2

Жанейро), носящем рекомендательный характер, были рассмотрены

основные экологические проблемы Земли и сделана попытка описать

пути их решения на основе концепции устойчивого развития, т. е. та-

кого, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настояще-

го времени без ущерба основным параметрам биосферы и не ставит

под угрозу потребности будущих поколений [1]. Концепция устойчи-

вого развития рассматривает в единстве экологические, экономиче-

ские, социальные и многие другие процессы в системе «человек —

общество — природа». Одним из основных факторов устойчивого

развития является экологическое образование, концепция которого

основывается на ответственности человека за сохранение природных

богатств, устойчивость биосферы. Экологическое образование ни в

коей мере не должно сводиться только к курсу экологии, а должно

способствовать формированию экологического мышления, экологи-

ческой культуры, предназначено развить и закрепить стереотипы по-

ведения, ведущие к рациональному природопользованию.

Ученые-специалисты строят возможные прогнозы развития со-

бытий и путей выхода из кризиса. Однако научный поиск ответов на

вопрос о спасении окружающей природной среды практически во-

плотился в идеях экологической безопасности, экологической рево-

люции, экологического императива и т. д. Общество вынуждено пе-

реосмыслить свое отношение к природе, отказаться от старого взгля-

да на нее как на сферу свободной игры человеческих способностей

по удовлетворению собственных нужд, встать на путь выработки

экологической культуры. Развертывание этого процесса, его глобали-

зация зависят и от международного сообщества, которое проводит

огромную деятельность в этом направлении, и от усилий, предпри-

нимаемых каждым из государств. И особое место в данном направ-

лении принадлежит воспитанию молодого поколения, формированию

будущей научно-технической элиты, обладающей экологической

культурой, широтой взглядов на конкретные научно-технические за-

дачи с учетом требований окружающей среды.

При переходе в современном мире от техногенной к антропоген-

ной парадигме, социальная роль инженерной профессии, ведущая

инженера от создания и обслуживания техники к социальной ответ-

ственности перед обществом за результаты научно-технического

прогресса, становится более значимой, приобретает все более «эко-

логическую» окраску.

Сегодня, когда изменения в экологии поставили вопрос о самом

выживании человечества, инженер становится ключевой фигурой

общества в создании средств личной защиты и защиты окружающей

среды, в разработке недр и переработке ограниченных природных

ресурсов, в создании новых технологий по предотвращению даль-

нейшей деградации природы и ее восстановлению.