В.Е. Медведев, Т.В. Попова
2
Жанейро), носящем рекомендательный характер, были рассмотрены
основные экологические проблемы Земли и сделана попытка описать
пути их решения на основе концепции устойчивого развития, т. е. та-
кого, которое обеспечивает удовлетворение потребностей настояще-
го времени без ущерба основным параметрам биосферы и не ставит
под угрозу потребности будущих поколений [1]. Концепция устойчи-
вого развития рассматривает в единстве экологические, экономиче-
ские, социальные и многие другие процессы в системе «человек —
общество — природа». Одним из основных факторов устойчивого
развития является экологическое образование, концепция которого
основывается на ответственности человека за сохранение природных
богатств, устойчивость биосферы. Экологическое образование ни в
коей мере не должно сводиться только к курсу экологии, а должно
способствовать формированию экологического мышления, экологи-
ческой культуры, предназначено развить и закрепить стереотипы по-
ведения, ведущие к рациональному природопользованию.
Ученые-специалисты строят возможные прогнозы развития со-
бытий и путей выхода из кризиса. Однако научный поиск ответов на
вопрос о спасении окружающей природной среды практически во-
плотился в идеях экологической безопасности, экологической рево-
люции, экологического императива и т. д. Общество вынуждено пе-
реосмыслить свое отношение к природе, отказаться от старого взгля-
да на нее как на сферу свободной игры человеческих способностей
по удовлетворению собственных нужд, встать на путь выработки
экологической культуры. Развертывание этого процесса, его глобали-
зация зависят и от международного сообщества, которое проводит
огромную деятельность в этом направлении, и от усилий, предпри-
нимаемых каждым из государств. И особое место в данном направ-
лении принадлежит воспитанию молодого поколения, формированию
будущей научно-технической элиты, обладающей экологической
культурой, широтой взглядов на конкретные научно-технические за-
дачи с учетом требований окружающей среды.
При переходе в современном мире от техногенной к антропоген-
ной парадигме, социальная роль инженерной профессии, ведущая
инженера от создания и обслуживания техники к социальной ответ-
ственности перед обществом за результаты научно-технического
прогресса, становится более значимой, приобретает все более «эко-
логическую» окраску.
Сегодня, когда изменения в экологии поставили вопрос о самом
выживании человечества, инженер становится ключевой фигурой
общества в создании средств личной защиты и защиты окружающей
среды, в разработке недр и переработке ограниченных природных
ресурсов, в создании новых технологий по предотвращению даль-
нейшей деградации природы и ее восстановлению.