Background Image
Previous Page  5 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 9 Next Page
Page Background

Инновационные приоритеты российской образовательной системы

5

использовать в практической деятельности. Вместе с тем российское

преподавательское сообщество демонстрирует несколько иную кар-

тину. Профессиональная педагогическая деятельность для большин-

ства участников из числа профессорско-преподавательского состава

по-прежнему связана, прежде всего, с традиционными показателями:

трансляцией и передачей накопленных знаний. Анализ личных пози-

ций преподавательского корпуса в отношении профессиональной

привлекательности для педагогов показывает, что «возможность

профессионального роста (получение новых знаний и умений)» акту-

альна всего лишь для 6,4 % респондентов. Привлекательность учеб-

ного заведения для работников в меньшей степени определяется вы-

соким научным и инновационным потенциалом коллектива. Индика-

торы «высокий научный потенциал коллектива» и «современные

учебные планы и программы» выбрали, соответственно, 20,9 % и

14,5 % опрошенных [6, с. 10, 11]. В этой связи можно говорить, что

мотивационные стратегии профессиональной деятельности препода-

вателей высшей школы не обладают высокой новаторской валентно-

стью, что также сказывается на динамике преобразований.

Важным трендом, зафиксированным при переходе к инноваци-

онному развитию и с которым обязана считаться система ВПО, мож-

но считать изменение требований к качественным характеристикам

человеческого ресурса, людей новой эпохи. Экономика, социум тре-

буют принципиально иных кадров, обладающих широким набором

компетенций: профессиональных, социальных, личностных. Особое

значение приобретают социальные компетенции: знания, умения,

навыки эффективного взаимодействия в разных культурных средах,

коммуникативные способности работника. Задачей современного об-

разования в России становится формирование и развитие личност-

ных, групповых и надгрупповых способностей, готовностей, умений

и навыков. В настоящее время актуальной является идея, высказыва-

емая многими экспертами о том, что необходимо провести оценку

существующей системы образования с позиций ее готовности созда-

вать новое качество совокупного человеческого потенциала страны в

условиях инновационного развитии [7].

Современный рынок труда уже демонстрирует изменения требо-

ваний к ролевому поведению профессионала в новой экономике.

Специалист востребован не как инструмент — послушный исполни-

тель, штатная единица, но как партнер и творец, как самостоятельная

фигура, свободно распоряжающаяся главным капиталом — своей

квалификацией. Именно поэтому кадровые агентства и HR-порталы

отмечают всплеск интереса работодателей к специалистам из числа

молодежи. Многие организации и фирмы готовы брать на практику и

даже доучивать молодых людей, но подчеркивают: учить будем но-