Инновационные приоритеты российской образовательной системы
5
использовать в практической деятельности. Вместе с тем российское
преподавательское сообщество демонстрирует несколько иную кар-
тину. Профессиональная педагогическая деятельность для большин-
ства участников из числа профессорско-преподавательского состава
по-прежнему связана, прежде всего, с традиционными показателями:
трансляцией и передачей накопленных знаний. Анализ личных пози-
ций преподавательского корпуса в отношении профессиональной
привлекательности для педагогов показывает, что «возможность
профессионального роста (получение новых знаний и умений)» акту-
альна всего лишь для 6,4 % респондентов. Привлекательность учеб-
ного заведения для работников в меньшей степени определяется вы-
соким научным и инновационным потенциалом коллектива. Индика-
торы «высокий научный потенциал коллектива» и «современные
учебные планы и программы» выбрали, соответственно, 20,9 % и
14,5 % опрошенных [6, с. 10, 11]. В этой связи можно говорить, что
мотивационные стратегии профессиональной деятельности препода-
вателей высшей школы не обладают высокой новаторской валентно-
стью, что также сказывается на динамике преобразований.
Важным трендом, зафиксированным при переходе к инноваци-
онному развитию и с которым обязана считаться система ВПО, мож-
но считать изменение требований к качественным характеристикам
человеческого ресурса, людей новой эпохи. Экономика, социум тре-
буют принципиально иных кадров, обладающих широким набором
компетенций: профессиональных, социальных, личностных. Особое
значение приобретают социальные компетенции: знания, умения,
навыки эффективного взаимодействия в разных культурных средах,
коммуникативные способности работника. Задачей современного об-
разования в России становится формирование и развитие личност-
ных, групповых и надгрупповых способностей, готовностей, умений
и навыков. В настоящее время актуальной является идея, высказыва-
емая многими экспертами о том, что необходимо провести оценку
существующей системы образования с позиций ее готовности созда-
вать новое качество совокупного человеческого потенциала страны в
условиях инновационного развитии [7].
Современный рынок труда уже демонстрирует изменения требо-
ваний к ролевому поведению профессионала в новой экономике.
Специалист востребован не как инструмент — послушный исполни-
тель, штатная единица, но как партнер и творец, как самостоятельная
фигура, свободно распоряжающаяся главным капиталом — своей
квалификацией. Именно поэтому кадровые агентства и HR-порталы
отмечают всплеск интереса работодателей к специалистам из числа
молодежи. Многие организации и фирмы готовы брать на практику и
даже доучивать молодых людей, но подчеркивают: учить будем но-