Background Image
Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

Н.В. Оплетина

2

ческих ограничений по энерго- и материалопотреблению. В этой свя-

зи усиливаются роль и значение нематериальных элементов производ-

ственных ресурсов — научных знаний, информации, квалификации,

активно дополняющих и опосредующих материальные элементы

(сырьевые, энергетические, технико-технологические). В условиях пе-

рестройки экономики информация и знания становятся основным

источником, генерирующим современное социально-экономическое

развитие. Данный тренд обозначился и в отечественной экономиче-

ской системе: происходит переход к экономике, основанной на зна-

ниях, связанных с развитием новых технологий, изменением структу-

ры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ро-

стом конкуренции [2].

Эти обстоятельства предъявляют особые требования к человече-

скому фактору в новой экономике как важнейшему ресурсу, иннова-

ционный потенциал которого во многом определяется уровнем обра-

зования населения.

Новые требования к качеству человеческих ресурсов уже сегодня

формируются на рынке труда в виде компетенций, обозначаемых

работодателями, в том числе и у молодых специалистов: все более

востребованы узкие специалисты с высоким уровнем образования,

высокими коммуникативными компетенциями, ответственные и ис-

полнительные. Современному производству теперь требуется не

только квалифицированный работник, но человек, обладающий чув-

ством нового, способный из известного извлекать нечто ранее не из-

вестное. Следовательно, он должен иметь недюжинный интеллект, не

ограничивающийся узкопрофильной подготовкой. По мнению запад-

ных аналитиков, в Европе и США первые десятилетия XXI в. будут

востребованы работники с умственными, а не физическими способ-

ностями. И эта тенденция, судя по всему, будет усиливаться.

В результате развития технологий происходят постоянные изме-

нения в наборе и смысловом наполнении профессий и специальностей,

в экономике появляется все больше новых специальностей. По утвер-

ждениям специалистов, названия примерно 70 % должностей и про-

фессий, которые будут на рынке к 2020 г., еще даже не придуманы [3].

Современный динамично меняющийся мир ставит перед высшей

школой новые, чрезвычайно ответственные задачи. Система образова-

ния как социальный институт отражает потребности общества и мо-

дернизируется в соответствии с перестройкой экономики и трансфор-

мации социума. В инновационной экономике, экономике знаний, осо-

бую роль призвано играть именно высшее образование, так как его

целью является формирование специалиста, способного эффективно

осуществлять хозяйственную деятельность, внедрять инновации во