Н.В. Оплетина
2
ческих ограничений по энерго- и материалопотреблению. В этой свя-
зи усиливаются роль и значение нематериальных элементов производ-
ственных ресурсов — научных знаний, информации, квалификации,
активно дополняющих и опосредующих материальные элементы
(сырьевые, энергетические, технико-технологические). В условиях пе-
рестройки экономики информация и знания становятся основным
источником, генерирующим современное социально-экономическое
развитие. Данный тренд обозначился и в отечественной экономиче-
ской системе: происходит переход к экономике, основанной на зна-
ниях, связанных с развитием новых технологий, изменением структу-
ры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ро-
стом конкуренции [2].
Эти обстоятельства предъявляют особые требования к человече-
скому фактору в новой экономике как важнейшему ресурсу, иннова-
ционный потенциал которого во многом определяется уровнем обра-
зования населения.
Новые требования к качеству человеческих ресурсов уже сегодня
формируются на рынке труда в виде компетенций, обозначаемых
работодателями, в том числе и у молодых специалистов: все более
востребованы узкие специалисты с высоким уровнем образования,
высокими коммуникативными компетенциями, ответственные и ис-
полнительные. Современному производству теперь требуется не
только квалифицированный работник, но человек, обладающий чув-
ством нового, способный из известного извлекать нечто ранее не из-
вестное. Следовательно, он должен иметь недюжинный интеллект, не
ограничивающийся узкопрофильной подготовкой. По мнению запад-
ных аналитиков, в Европе и США первые десятилетия XXI в. будут
востребованы работники с умственными, а не физическими способ-
ностями. И эта тенденция, судя по всему, будет усиливаться.
В результате развития технологий происходят постоянные изме-
нения в наборе и смысловом наполнении профессий и специальностей,
в экономике появляется все больше новых специальностей. По утвер-
ждениям специалистов, названия примерно 70 % должностей и про-
фессий, которые будут на рынке к 2020 г., еще даже не придуманы [3].
Современный динамично меняющийся мир ставит перед высшей
школой новые, чрезвычайно ответственные задачи. Система образова-
ния как социальный институт отражает потребности общества и мо-
дернизируется в соответствии с перестройкой экономики и трансфор-
мации социума. В инновационной экономике, экономике знаний, осо-
бую роль призвано играть именно высшее образование, так как его
целью является формирование специалиста, способного эффективно
осуществлять хозяйственную деятельность, внедрять инновации во