Background Image
Previous Page  4 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 9 Next Page
Page Background

Н.В. Оплетина

4

ный капитал очень слабо ориентирован на инновации, а государ-

ственный сектор громоздок и неповоротлив. Государственная поли-

тика в области ВПО, по мнению экспертов, внятно не просматрива-

ется. Нет концептуально разработанной стратегии развития высшего

профессионального образования. Отдельные действия, такие, как

ЕГЭ, создание федеральных университетов, не перестраивают наци-

ональную образовательную систему. Выстраивание отношений в си-

стеме «работодатель — вуз» также во многом носит стихийный ха-

рактер и требует институционализации.

Значимым для реформирования системы высшего образования в

современных условиях можно считать тот факт, что доля крупных ву-

зов, с числом обучающихся более 10 тыс. чел., остается невысокой [5].

Большинство российских вузов, представленных в образовательном

пространстве, — это средние и небольшие образовательные учрежде-

ния, сосредоточенные в крупных городах европейской части России.

Их организационного и финансового потенциала недостаточно для не-

обходимых инновационных преобразований, которые кардинально

меняют содержание деятельности современных вузов. Кроме традици-

онных функций передачи знаний и организации научных исследова-

ний современная высшая школа призвана стать инновационным цен-

тром, где рождаются новые идеи, есть инфраструктура, позволяющая

их опробовать и превратить в реальный продукт. Но самое главное,

что при этом должна создаваться продуктивная образовательная среда

для развития творческой инициативы, мобильности, предприимчиво-

сти, самостоятельности, профессиональной компетентности, осознан-

ной ответственности тех, кто в ней взаимодействует.

Именно такая среда, по мнению специалистов, способна обеспечить

формирование человеческого капитала, востребованного в инновацион-

ной экономике. Фундаментом для формирования инновационной

образовательной среды вуза, безусловно, выступают эффективная капи-

талоемкая материально-техническая база, качество профессорско-

преподавательского состава, их удовлетворенность трудовым процес-

сом, все это способны обеспечить в основном крупные учебные центры

по типу национальных исследовательских университетов.

Инновационная образовательная среда предъявляет качественно

иные требования к преподавателю как активному элементу научного

и учебного пространства. Преподаватель перестает быть для студен-

тов только источником информации, превращаясь в посредника, кол-

легу, позволяющего всем заинтересованным лицам участвовать в по-

лучении и преобразовании необходимых знаний. Важнейшей задачей

в процессе образовательной коммуникации становится эффективная

трансляция этих знаний в экономику посредством их соединения с

той личностью, которая ими обладает и способна эффективно