Н.В. Оплетина
4
ный капитал очень слабо ориентирован на инновации, а государ-
ственный сектор громоздок и неповоротлив. Государственная поли-
тика в области ВПО, по мнению экспертов, внятно не просматрива-
ется. Нет концептуально разработанной стратегии развития высшего
профессионального образования. Отдельные действия, такие, как
ЕГЭ, создание федеральных университетов, не перестраивают наци-
ональную образовательную систему. Выстраивание отношений в си-
стеме «работодатель — вуз» также во многом носит стихийный ха-
рактер и требует институционализации.
Значимым для реформирования системы высшего образования в
современных условиях можно считать тот факт, что доля крупных ву-
зов, с числом обучающихся более 10 тыс. чел., остается невысокой [5].
Большинство российских вузов, представленных в образовательном
пространстве, — это средние и небольшие образовательные учрежде-
ния, сосредоточенные в крупных городах европейской части России.
Их организационного и финансового потенциала недостаточно для не-
обходимых инновационных преобразований, которые кардинально
меняют содержание деятельности современных вузов. Кроме традици-
онных функций передачи знаний и организации научных исследова-
ний современная высшая школа призвана стать инновационным цен-
тром, где рождаются новые идеи, есть инфраструктура, позволяющая
их опробовать и превратить в реальный продукт. Но самое главное,
что при этом должна создаваться продуктивная образовательная среда
для развития творческой инициативы, мобильности, предприимчиво-
сти, самостоятельности, профессиональной компетентности, осознан-
ной ответственности тех, кто в ней взаимодействует.
Именно такая среда, по мнению специалистов, способна обеспечить
формирование человеческого капитала, востребованного в инновацион-
ной экономике. Фундаментом для формирования инновационной
образовательной среды вуза, безусловно, выступают эффективная капи-
талоемкая материально-техническая база, качество профессорско-
преподавательского состава, их удовлетворенность трудовым процес-
сом, все это способны обеспечить в основном крупные учебные центры
по типу национальных исследовательских университетов.
Инновационная образовательная среда предъявляет качественно
иные требования к преподавателю как активному элементу научного
и учебного пространства. Преподаватель перестает быть для студен-
тов только источником информации, превращаясь в посредника, кол-
легу, позволяющего всем заинтересованным лицам участвовать в по-
лучении и преобразовании необходимых знаний. Важнейшей задачей
в процессе образовательной коммуникации становится эффективная
трансляция этих знаний в экономику посредством их соединения с
той личностью, которая ими обладает и способна эффективно