Background Image
Previous Page  3 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 9 Next Page
Page Background

Инновационные приоритеты российской образовательной системы

3

всех сферах общественного производства, приумножать знания, адек-

ватно отвечать вызовам современного общественного развития.

Какими в связи с этим видятся основные «проблемные зоны» со-

временного российского образования в условиях инновационных

процессов?

В работах ряда отечественных исследователей была предпринята

попытка построения функциональной модели высшего профессио-

нального образования для целей инновационного развития. Был

проведен анализ потребностей отраслей национального хозяйства в

специалистах высшей квалификации для целей инновационного раз-

вития и оценки уровня удовлетворенности существующей номенкла-

турой специальностей и количеством выпускников. Полученные

результаты позволили сделать интересные выводы [4].

Высшее профессиональное образование (ВПО) в России пока

действует как в значительной мере закрытый институт, обеспечивает

свое собственное воспроизводство. Функция профессиональной под-

готовки слабо связана с потребностями народного хозяйства. В то же

время ВПО эффективно исполняет роль социального маркера, удо-

влетворяя престижные потребности населения.

Традиционную иерархичность большинства вузов сегодня также

можно рассматривать в большей степени как слабую сторону россий-

ской системы высшего образования, так как в условиях инновацион-

ной экономики требуются большая структурная гибкость и адаптив-

ность. Представляется, что в организационных структурах вузов

будущего прежде всего будут востребованы матричные конфигура-

ции, которые можно использовать, когда для достижения целей орга-

низации одинаково важны и технологическая глубина процесса, и

способность к внедрению инноваций и быстрым изменениям. В этой

связи необходимо пересмотреть роль и значение выпускающих ка-

федр вузов как стратегических элементов новых организационных

структур, способных стать интеграторами инноваций, успешно реа-

гирующих на ускоряющуюся динамику внешней среды.

Образование все больше становится сферой бизнеса, деятельно-

стью, приносящей доход управляющим и учредителям образователь-

ных учреждений. Коммерциализация образования вызвала бум

открытия филиалов и представительств вузов на перифериях. Но од-

нозначно оценить данный процесс невозможно, и эксперты также

противоречивы в своих оценках: с одной стороны, расширение спек-

тра образовательных услуг, а с другой — потеря качества в условиях

массовизации процесса обучения.

Еще одной проблемной зоной можно считать тот факт, что наци-

ональное общественное производство, работодатели еще не в полной

мере осознают потребность в инновационном развитии. Отечествен-