Инновационные приоритеты российской образовательной системы
3
всех сферах общественного производства, приумножать знания, адек-
ватно отвечать вызовам современного общественного развития.
Какими в связи с этим видятся основные «проблемные зоны» со-
временного российского образования в условиях инновационных
процессов?
В работах ряда отечественных исследователей была предпринята
попытка построения функциональной модели высшего профессио-
нального образования для целей инновационного развития. Был
проведен анализ потребностей отраслей национального хозяйства в
специалистах высшей квалификации для целей инновационного раз-
вития и оценки уровня удовлетворенности существующей номенкла-
турой специальностей и количеством выпускников. Полученные
результаты позволили сделать интересные выводы [4].
Высшее профессиональное образование (ВПО) в России пока
действует как в значительной мере закрытый институт, обеспечивает
свое собственное воспроизводство. Функция профессиональной под-
готовки слабо связана с потребностями народного хозяйства. В то же
время ВПО эффективно исполняет роль социального маркера, удо-
влетворяя престижные потребности населения.
Традиционную иерархичность большинства вузов сегодня также
можно рассматривать в большей степени как слабую сторону россий-
ской системы высшего образования, так как в условиях инновацион-
ной экономики требуются большая структурная гибкость и адаптив-
ность. Представляется, что в организационных структурах вузов
будущего прежде всего будут востребованы матричные конфигура-
ции, которые можно использовать, когда для достижения целей орга-
низации одинаково важны и технологическая глубина процесса, и
способность к внедрению инноваций и быстрым изменениям. В этой
связи необходимо пересмотреть роль и значение выпускающих ка-
федр вузов как стратегических элементов новых организационных
структур, способных стать интеграторами инноваций, успешно реа-
гирующих на ускоряющуюся динамику внешней среды.
Образование все больше становится сферой бизнеса, деятельно-
стью, приносящей доход управляющим и учредителям образователь-
ных учреждений. Коммерциализация образования вызвала бум
открытия филиалов и представительств вузов на перифериях. Но од-
нозначно оценить данный процесс невозможно, и эксперты также
противоречивы в своих оценках: с одной стороны, расширение спек-
тра образовательных услуг, а с другой — потеря качества в условиях
массовизации процесса обучения.
Еще одной проблемной зоной можно считать тот факт, что наци-
ональное общественное производство, работодатели еще не в полной
мере осознают потребность в инновационном развитии. Отечествен-