1
УДК 316.44
Инновационные приоритеты российской
образовательной системы
© Н.В. Оплетина
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье анализируются проблемные зоны и потенциал реформирования системы
высшего профессионального образования для целей инновационного общества. По-
казано, что инновационная экономика формулирует особые требования к челове-
ческому фактору как важнейшему ресурсу, потенциал которого во многом опре-
деляется уровнем образования населения. Показано, что внутренняя среда вуза
является обязательным компонентом инновационных преобразований, который
определяет эффективность и динамику модернизационных процессов.
Ключевые слова:
человеческий капитал, инновационное развитие, модернизация
образования, инновационная образовательная среда вуза
.
Начало XXI в. в России охарактеризовано выходом на новый этап
ускоряющегося комплексного научно-технического и экономическо-
го развития, основой которого выступает инновационная экономика.
Инновационность становится признаком современной жизни, веяни-
ем зарубежных и отечественных социальных практик, надеждой на
будущее развитие.
Экономику, базирующуюся на инновациях, в современных ис-
следованиях принято рассматривать как экономическую систему,
«вбирающую» в себя знания общества, активно воспринимающую
новые идеи, постоянно воспроизводящую новые технологии, гото-
вую к их практической реализации в различных сферах человеческой
деятельности. Подобный тип экономики создает прибыль в меньшей
степени за счет материального производства и концентрации финан-
совых центров [1]. В современный период развития социума именно
инновационная экономика способна обеспечить конкурентные пре-
имущества страны, которая ее воплощает.
С данным модернизационным направлением связывается миро-
вое лидерство России в будущем, что декларируется в Стратегии
2020. Поддержание высоких темпов роста ВВП и уровня жизни в
России в большей степени зависит от перехода экономики, социума
на инновационные рельсы. Экономическое развитие связывается с
новыми отраслями экономики: нанотехнологиями, молекулярной
биологией и дальнейшим развитием информационных технологий.
Все больше востребованы индивидуализация производства и по-
требления, повышение гибкости производства, преодоление экологи-