Background Image
Previous Page  3 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 8 Next Page
Page Background

Развитие личности и современное образование

3

ские компоненты и сама человеческая доминанта стали неотъемле-

мым ориентиром сегодняшней науки [5, с. 131].

По нашему мнению, новый тип науки несет с собой ее универ-

сальное приложение в качестве опосредующей силы всеобщего раз-

вития человека. Наука нового типа является основой, на которой дей-

ствительно объединяются научное познание и практическая деятель-

ность, принципы рациональности и морали, мир объективного знания

и мир ценностей. Достижения современной науки органично вклю-

чены в процессы диалога культур, теперь наука помогает решить

проблемы глобального характера. Возросшие потенциальные воз-

можности науки должны служить благополучию планетарного сооб-

щества [2, 6, 7].

Однако необходимо отметить, что такой новый тип науки не может

возникнуть сразу, для прочного его укоренения должны измениться со-

знание людей, мировоззренческая составляющая, культурная традиция.

Человек в эпоху четвертой глобальной научной революции пытается

по-новому самовыразиться, тем более, что новый научный мир дает че-

ловеку возможность стать творцом сверхценностей, потому что новая

эпоха — это создание всего «сверх», современное творчество — попыт-

ка возвыситься над всем, что было создано до этого [8, c. 11–13]. Со-

временный человек вовлекается не только в процесс материального

производства, изменение социальной природы общества и самого чело-

века привело к тому, что именно ученый, образованный специалист

начинает представлять особую ценность.

Система образования — один из наиболее важных институтов

социализации индивида. Именно она, в конечном счете, определяет,

какой тип общества будет воспроизводиться. Будучи одним из ос-

новных факторов, влияющих на человека, образование трансформи-

руется при переходе от одного типа общества к другому. Соответ-

ственно изменяется и способ трансляции знания, роль преподавате-

ля, сама специфика передаваемой информации [9, с. 49].

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу тре-

бует качественного переосмысления тех жизненных реалий, которые

являлись определяющими в массовом обществе. Новый тип общест-

ва — своеобразный поворот от всех наших привычек, исходных посы-

лок. Современный человек устремлен к активности, а развитие инфор-

мационных технологий ведет к созданию открытого общества [10, с. 7].

Коммуникативные процессы обусловливают проявление новых качеств

человеческой личности, развивающихся в эпоху «третьей волны»: ини-

циативности, коммуникабельности, разностороннего развития.

Важнейшая характеристика информационной цивилизации —

необходимость организации и отбора информации. Последнее явля-

ется одним из основных вопросов, стоящих перед современным