Развитие личности и современное образование
3
ские компоненты и сама человеческая доминанта стали неотъемле-
мым ориентиром сегодняшней науки [5, с. 131].
По нашему мнению, новый тип науки несет с собой ее универ-
сальное приложение в качестве опосредующей силы всеобщего раз-
вития человека. Наука нового типа является основой, на которой дей-
ствительно объединяются научное познание и практическая деятель-
ность, принципы рациональности и морали, мир объективного знания
и мир ценностей. Достижения современной науки органично вклю-
чены в процессы диалога культур, теперь наука помогает решить
проблемы глобального характера. Возросшие потенциальные воз-
можности науки должны служить благополучию планетарного сооб-
щества [2, 6, 7].
Однако необходимо отметить, что такой новый тип науки не может
возникнуть сразу, для прочного его укоренения должны измениться со-
знание людей, мировоззренческая составляющая, культурная традиция.
Человек в эпоху четвертой глобальной научной революции пытается
по-новому самовыразиться, тем более, что новый научный мир дает че-
ловеку возможность стать творцом сверхценностей, потому что новая
эпоха — это создание всего «сверх», современное творчество — попыт-
ка возвыситься над всем, что было создано до этого [8, c. 11–13]. Со-
временный человек вовлекается не только в процесс материального
производства, изменение социальной природы общества и самого чело-
века привело к тому, что именно ученый, образованный специалист
начинает представлять особую ценность.
Система образования — один из наиболее важных институтов
социализации индивида. Именно она, в конечном счете, определяет,
какой тип общества будет воспроизводиться. Будучи одним из ос-
новных факторов, влияющих на человека, образование трансформи-
руется при переходе от одного типа общества к другому. Соответ-
ственно изменяется и способ трансляции знания, роль преподавате-
ля, сама специфика передаваемой информации [9, с. 49].
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу тре-
бует качественного переосмысления тех жизненных реалий, которые
являлись определяющими в массовом обществе. Новый тип общест-
ва — своеобразный поворот от всех наших привычек, исходных посы-
лок. Современный человек устремлен к активности, а развитие инфор-
мационных технологий ведет к созданию открытого общества [10, с. 7].
Коммуникативные процессы обусловливают проявление новых качеств
человеческой личности, развивающихся в эпоху «третьей волны»: ини-
циативности, коммуникабельности, разностороннего развития.
Важнейшая характеристика информационной цивилизации —
необходимость организации и отбора информации. Последнее явля-
ется одним из основных вопросов, стоящих перед современным