Background Image
Previous Page  2 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 8 Next Page
Page Background

А.В. Чернышева, Е.А. Трубицына

2

междисциплинарные исследования, широко применяются ком-

плексные исследовательские программы, в которых принимают

участие специалисты разных направлений. Научные исследования

становятся социально ориентированными, а картины реальности

отдельных их областей

взаимозависимыми, в связи с чем осо-

бенно остро возникает вопрос об историчности, эволюционности

научного знания. В современной науке все более осознается тот

факт, что невозможно построить картину мира, которая будет

независима от человека, природы, такая картина мира является

иллюзией. Научное знание состоит не только из объективных фак-

тов, оно имеет и субъективную составляющую, современная науч-

ная картина мира — человекоразмерная.

На наш взгляд, современная постнеклассическая наука и цивили-

зация — это мир разума, который теперь обогащен человеческим

опытом, впитал в себя историю человеческой культуры, переходя от

одной эпохи к другой. Сегодня уже допускается возможность суще-

ствования нескольких научных теорий, которые бы позволяли задать

более широкий ракурс рассмотрения действительности, поскольку

признается тот факт, что каждая научная теория о любом, даже са-

мом малом фрагменте реальности, может содержать истинное объек-

тивное знание. Наука на постнеклассическом этапе является целост-

ным пластом, консолидирующим мир [3, с. 57–59].

В эпоху постнеклассической науки построение картины мира

связано с изучением человекоразмерных объектов, при исследовании

которых затрагиваются гуманистические ценности, состояние куль-

туры, мировоззренческие установки. Современность сталкивается

именно с такими комплексными задачами, поэтому для исследования

свойственно некоторое единство специалистов разных, зачастую ма-

ло связанных отраслей знания. Переход к постнеклассической науке,

построению новой картины мира характеризуется следующими осо-

бенностями [4, с. 191]:

в качестве предмета анализа начинает выступать проблематика

социогуманитарного познания;

рационализируется само гуманитарное знание;

изменяется роль науки в обществе (особенно с его переходом на

постиндустриальный путь развития);

на первый план выходят вопросы гуманизации и гуманитариза-

ции научного знания, социальной и нравственной ответственности

ученого.

Современное общество и человек находятся в неразрывной связи

с наукой. Наука во многом обусловливает постиндустриальный тип

общества, который имеет свои характерные черты, связанные с высо-

ким уровнем технологий и научного знания. Этические и эстетиче-