Г.К. Девлет-Гельды, Я.Р. Зайнитдинова
4
ли, что именно Вы должны достичь чего-то выдающегося в жизни?»
Более 80 % респондентов ответили утвердительно на поставленный во-
прос (рис. 3). Это характеризует достаточно сформировавшуюся моти-
вацию достижения успеха в противовес мотивации избегания неудач и
Рис. 3.
Прогноз будущего и мотивация достижения успеха
говорит о преобладании у этой категории респондентов инновацион-
ного компонента сознания. Мотивированные на успех люди отлича-
ются настойчивостью в достижении целей, ищут способы преодоле-
ния трудностей. Вполне возможно, что именно из этих студентов в
последствии вырастут предприниматели, исследователи, инженеры,
которые обеспечат технологический прорыв российской экономики и
завоевание ею лидирующих позиций на международных рынках высо-
котехнологичных продуктов! О возможности такой перспективы гово-
рит и социологическое исследование школьников и студентов, пред-
ставленное в книге «Психология предпринимательства» А.Н. Чиликина:
83 % школьников и 60 % студентов, ставших впоследствии предприни-
мателями, в ходе социологического опроса, проведенного в годы учебы,
имели высокие показатели мотивации достижения успеха [5].
Данный пример наглядно иллюстрирует, что потребность в саморе-
ализации зарождается очень рано, и чем быстрее человек осознает свои
возможности и способности, тем больше шансов на успех он имеет, тем
с большей вероятностью он сможет стать выдающейся личностью и со-
действовать экономическому процветанию своего Отечества.
В следующих двух вопросах была предпринята попытка опреде-
лить способность студентов к постановке определенных целей и за-
дач, планированию своего будущего. Пятый вопрос звучал так: «По-
думайте о том, чего больше всего Вы хотите достичь сейчас? Это ма-
териальное или нет?»
256 чел.
(80,8 %)
61 чел.
(19,2 %)
Да Нет