Г.К. Девлет-Гельды, Я.Р. Зайнитдинова
2
уровень академической успеваемости студентов;
круг общения молодых людей.
При проведении исследования была определена взаимосвязь ком-
понентов экономического сознания студентов с их личностными харак-
теристиками: ассертивностью (способностью самостоятельно регулиро-
вать свое поведение и адекватно оценивать свои действия), рефлексией
(самоанализом собственных поступков, состояний, событий), мотива-
цией достижения успеха и избегания неудач. Учебный процесс в уни-
верситете направлен на воспитание специалистов, обладающих нрав-
ственной культурой, способностью к профессиональному росту, уме-
нием творчески и самостоятельно мыслить [4]. Но каков шанс на успех
в жизни у большинства студентов? Какова их готовность вступить в
мир экономической неопределенности и конкуренции на рынке труда?
Какие компоненты сознания превалируют у них? Социологический
опрос, в котором приняло участие 317 человек, а также наблюдение за
поведением студентов в различных жизненных и учебных ситуациях
дают возможность ответить на эти вопросы. На рис. 1 представлен воз-
растной состав респондентов, принявших участие в социологическом
исследовании.
Рис. 1.
Возрастной состав респондентов в зависимости от курса обучения
Не стоит считать, что у большинства опрошенных студентов (а
ими являлись первокурсники) еще не сформировано представление о
своем будущем и не сложилась определенная система ценностей.
Способности, склонности и мировоззрение обычно формируются на
168 чел. (53 %)
44 чел. (13,9 %)
73 чел. (23 %)
16 чел. (5 %)
9 чел. (2,8 %)
5 чел. (1,6 %) 2 чел. (0,6 %)
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс аспирант/выпускник