А.А. Мясников
8
образованию 4 года, в течение 5 лет обучалось 5 %, больше 5 лет —
10 %. Можно предположить, что последние получили более каче-
ственное образование, закончив, например, городское училище
(3–4-классное с шестилетним образованием) или гимназию
(7-классную с восьмилетнем образованием). Однако продолжитель-
ность времени обучения не была связана с уровнем полученного об-
разования. В учебе будущих членов партии имелись перерывы, свя-
занные в основном с бытовыми проблемами. Таким образом, на
освоение начального курса затрачивалось длительное время, что
также негативно сказывалось на качестве образования.
В одном учебном заведении учились 273 коммуниста, в двух и
более — 84. Через различные профессиональные или общественно-
политические курсы прошло 14 коммунистов. Среди таких курсов
были указаны следующие: партийно-советские, политические курсы
РККА, военные, технико-инженерные, юридические и курсы счето-
водов. Еще 9 коммунистов имели за плечами советско-партийную
школу, которая давала знания по общественно-политическим дисци-
плинам приблизительно на уровне среднего образования. Обучавши-
еся в них члены партии получали дополнительные специальные зна-
ния — минимум, необходимый для выполнения работы в партийных
и советских структурах.
Нельзя говорить о всесторонней, глубокой образованности про-
винциальных коммунистов, об их высоком уровне культуры. Речь
можно вести, скорее, об уровне образования. В массе своей они были
грамотными, но, как правило, имели образование не выше начально-
го. Хотя уровень грамотности тоже был невысоким. Автобиографии
изобиловали грамматическими ошибками, которые встречались даже
в самом слове «автобиография». Писали и «автогеографии», и «авто-
беографии», и «истории жизни», и «автобиографии жизни».
В.И. Ленину стало понятно, что «каждая кухарка» не сможет
управлять государственными делами и налаживать хозяйство даже
лучше, чем прежние господствующие классы, еще весной 1918 года,
и он выдвинул задачу привлечения к управлению специалистов, го-
товых служить советской власти [16]. Однако недоверие к беспар-
тийным специалистам и реалии гражданской войны не позволили во-
плотить эту идею в полной мере. Поэтому на первое место вышла за-
дача создания советской школы и подготовки квалифицированных
управленческих кадров.
Фактуальной основой исследования стали политические и жиз-
ненные судьбы участников социально-политической ситуации ранне-
го периода становления советской власти. Анализ показал, что 1920-е
годы являются ареной массовых политических явлений не только в
России, при этом человек, с одной стороны, представлял собой «вин-
тик» в большой государственной машине, а с другой стороны, он ак-