Субъекты политических процессов в период становления советской власти
3
показывает, что решил любой ценой добиться цели. Вот это и есть то
новое, небывалое: право действовать без всяких на то прав. В этом,
по его мнению, самое наглядное проявление нового поведения масс,
причина же в том, что они решили захватить руководство обществом
в свои руки, хотя руководить им они не способны [4, c. 218].
Философ определяет «человека массы» как особую популяцию,
вышедшую из подземелья, не знающую, что творится на поверхно-
сти, — истории нравов, навыка культуры. Ей чужды человеческие
качества, в том числе и инстинкт самосохранения. От неожиданного
богатства люди потеряли голову и не смогли распорядиться накоп-
ленным другими. За несколько десятилетий разорили, истощили зем-
лю. И не только: «нет такого вопроса общественной жизни, в кото-
рый он не вмешался бы, навязывая свои мнения, — он слепой и глу-
хой». Люди без души (как говорил Конфуций, «люди только с виду»)
не ведают благородства, зова совести, да и просто здравого смысла.
Потому и разрушают землю, на которой живут, отравляют воздух,
которым дышат» [4, c. 121].
Ортега-и-Гассет уверяет, масса — это «совокупность лиц, не вы-
деленных ничем» [4, c. 36], и если эта порода людей будет хозяйни-
чать в Европе, то через каких-нибудь 30 лет ее народы вернутся к
варварству: «Наш правовой строй и вся наша техника исчезнут с ли-
ца земли так же легко, как и многие достижения былых веков и куль-
тур» [4, c. 121].
«Человек массы» верит, что «он и есть государство, и стремится
под всякими предлогами пустить государственную машину в ход,
чтобы подавлять творческое меньшинство» [4, c. 231].
Генетически с «восстанием масс», с переходом от традиционного
к индустриальному, массовому обществу, с процессом модерниза-
ции, причем модернизации догоняющей, по мнению ряда исследова-
телей [5], связан и феномен тоталитаризма. Политический режим в
России, утвердившийся после революции, начал осуществлять гораз-
до более жесткий вариант форсированной модернизации, не считаясь
ни с реакцией, ни с возможностями общества. И то, что ему это уда-
лось, нельзя, очевидно, объяснить только политической волей или
широким применением насилия. И новый вариант модернизации, и
политический режим, его осуществлявший, нашли опору в опреде-
ленных механизмах массового сознания [6, 7].
Становление массового общества в России происходило одно-
временно с приходом к власти большевиков и становлением совет-
ской власти. РКП(б) стремительно превратилась из подпольной орга-
низации в массовую правящую партию. К 1921 году она насчитывала
в своих рядах уже 600 тысяч человек, а ее численность с апреля 1917
по сентябрь 1920 года выросла в 10 раз. Старая же большевистская
гвардия (т. е. вступившая до февраля 1917 года), хотя и занимала