Субъекты политических процессов в период становления советской власти
7
С процессом урбанизации был связан и огромный рост социаль-
ной мобильности, в результате которого выигрывали весьма значи-
тельные слои населения. Таким образом, укреплялась социальная ба-
за большевиков. Как писал один из иностранных специалистов, рабо-
тавших в те годы в советской России, «имелось множество
смертельных опасностей, которых не смогли миновать миллионы
людей. Но десятки миллионов... выжили и упорно работали, вооду-
шевляемые своими новыми возможностями, надеясь на лучшую
жизнь в будущем» [15]. И далее этот специалист подробно описал
конкретные биографии людей, с которыми ему пришлось столкнуть-
ся в СССР. Очень распространенным явлением был ранний уход бу-
дущих коммунистов из семьи на заработки — 128 человек, чаще в
Москву или Петроград, иногда вместе с отцом, иногда порознь, когда
отец говорил сыну: «ты направо, я налево». Возраст ухода из родного
дома колебался в пределах 10–15 лет. Встречались случаи ухода от
родителей в девятилетнем возрасте.
Следующим фактором и одним из наиболее важных аспектов в
осмыслении социально-психологического портрета «человека массы»
является культурно-образовательный уровень. Абсолютное боль-
шинство в исследованных автобиографиях провинциальных комму-
нистов составляли люди с начальным или неполным начальным об-
разованием — 340 коммунистов (82,9 %). Еще 30 человек (7,3 %) по-
стигли азы грамоты самостоятельно. Среднее, средне-специальное и
незаконченное среднее образование имели 28 человек (6,8 %), а выс-
шее лишь 12 коммунистов (2,9 %).
Судя по возрасту коммунистов, практически все они получили
начальное образование в дореволюционной России. Анализ данных
по типу учебных заведений, в которых учились члены РКП(б), дает
следующие результаты: основная масса имела за плечами народную
школу (138 человек) и сельскую земскую начальную школу (130 че-
ловек), 24 коммуниста окончили городскую начальную школу, 22 —
обучались в церковноприходском училище.
Дореволюционная начальная школа не могла дать будущим чле-
нам РКП(б) глубоких знаний, развить широкий кругозор и навыки
самостоятельного мышления. Коммунистов, получивших начальное
образование, нельзя считать образованными людьми в строгом смыс-
ле этого слова. В данном случае точнее говорить о том, что члены
партии были грамотными или полуграмотными людьми.
О наличии высшего образования в своих автобиографиях упомя-
нули 2,9 % коммунистов. На руководящие должности назначались
коммунисты, не обладающие должной профессиональной компе-
тентностью, эрудицией, а также необходимым набором знаний.
Большая часть коммунистов проходила обучение в течение 3 лет
(44 %), 23 % учились до 2 лет включительно, 17 % посвятили своему