Background Image
Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

А.А. Мясников

2

Советская историографическая традиция была основана на пони-

мании мобилизационной и легитимирующей роли марксистской кон-

цепции истории. Представления о главенствующей роли материаль-

ного производства или классовой борьбы не предполагали иных мо-

делей истории, кроме истории процессов, в первом случае, и истории

событий — во втором. На практике советская историография сделала

решительный выбор в пользу политической истории, понятой как ис-

тория классовой борьбы, а событийную историю нередко подменяло

изложение социологических схем.

Постсоветская историография, напротив, изобилует многообра-

зием подходов, отражающих тот или иной важный срез социальной

реальности, однако не дает полного адекватного отражения и объяс-

нения политических процессов, придает гипертрофированное значе-

ние отдельным аспектам развития страны.

В этой связи актуальным представляется рассмотрение политиче-

ских процессов в «переломные эпохи» с точки зрения их основных

субъектов.

В качестве субъектов политики выступают как общественно-

политические институты и организации, прежде всего государства и

партии, так и народные массы, большие социальные группы, индиви-

дуальные лидеры и политические элиты.

Те или иные группы людей становятся субъектами политики да-

леко не при всех исторических обстоятельствах и не в любом состоя-

нии, а когда они обретают определенные политические качества,

способность через свои организации или непосредственно осуществ-

лять политические роли.

Октябрьская революция и последующая политика большевиков

прервала кадровую преемственность в России и вытолкнула во

власть людей из прежде безвластных социальных слоев. В движение

были приведены огромные массы людей, которые в одночасье стали

превращаться в субъект политики.

Именно люди определяли характер установившегося режима,

проводили в жизнь его политику и использовали все средства при-

нуждения и идеологического воздействия.

Испанский философ Ортега-и-Гассет охарактеризовал данный

процесс «восстанием масс», «политическим господством масс», ко-

торым он во многом объяснял кризис западной культуры и цивили-

зации, и не только он один [4]. Ощущение кризиса цивилизации на

Западе стало нарастать в начале ХХ века и обострилось после Первой

мировой войны. Его классическим выражением стала известная кни-

га Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918).

Ортега-и-Гассет писал, что в Европе впервые появляется тип че-

ловека, который не считает нужным оправдывать свои претензии и

поступки ни перед другими, ни даже перед самим собой; он просто