А.А. Мясников
4
большинство ответственных постов, но составляла менее 2 % от всех
коммунистов [8, c. 156].
Эпоха нарастания в России революционного движения втянула
многочисленных выходцев из мещанской, интеллигентской и рабоче-
крестьянской среды в политику. Социально-психологический порт-
рет такого человека из народа, ставшего субъектом политики, в отли-
чие от представителей партийной элиты, до сих пор не изучен в пол-
ной мере. В советской историографии проблема руководящих кадров
революции и послереволюционного десятилетия, не говоря уже о ни-
зовом партийном аппарате, представлена довольно бедно и ущербно,
она обезличена, сведена к очень узкому кругу «вождей» [9, c. 300].
Их интеллектуальный, образовательный уровень, а также опыт рево-
люционной работы заслуживают только наивысших оценок. Но каков
жизненный путь «человека массы» в послереволюционной России?
Можно ли утверждать, что это «совокупность лиц, не выделенных
ничем»?
Безусловным фактором, оказавшим влияние на формирование
массового сознания, а также на становление социальной базы
РКП(б), был сам марксизм, а также марксистская концепция истории,
которые позволяли революционерам соотносить свой непосредствен-
ный жизненный опыт с ходом истории. Более того, отождествлять
себя с творящими историю революционными массами, если не с са-
мой историей. Ощущение исторического значения своей деятельно-
сти было сильнейшим мобилизационным механизмом, заложенным в
марксизме. Этому во многом способствовала разработанная В.И. Ле-
ниным теория, согласно которой в начале ХХ века центр мирового
революционного движения переместился в Россию. Именно в Рос-
сии, по мнению В.И. Ленина, рождалось будущее человечества [1].
Этот порыв был подхвачен участниками революционного процесса,
которые впоследствии стали активно вливаться в ряды РКП(б), что
наглядно иллюстрирует такой вид массового источника, как автобио-
графии рядовых провинциальных коммунистов, написанные в ходе
прохождения партийной чистки 1921 года.
В автобиографиях содержатся такие сведения, как пол и возраст,
социальное происхождение и род занятий, культурно-образователь-
ный уровень, семейное и материальное положение, особенности пар-
тийного пути (время вступления в РКП(б), знакомство с ее програм-
мой и революционной литературой, мотивы вступления в партию
большевиков, членство в других партиях или отношение к ним, са-
мооценка революционного опыта, участие в политическом движении
и Гражданской войне), профессиональная карьера.
И хотя свое знание программы РКП(б) в том или ином виде про-
слеживается примерно в четверти из общего числа исследованных
мною автобиографий коммунистов калужской и тульской партийных