Т.П. Малькова
8
следуя научные революции, отмечал, что экстерналистские идеи при-
емлемы при объяснении зарождения науки, интернализм более пло-
дотворен в анализе зрелой науки. Обе парадигмы дополняют друг
друга [18].
Автор статьи придерживается концепции взаимосвязи внешних и
внутренних факторов, хотя степень их единства не нормирована,
определяется конкретно исторически. Важно, чтобы принимаемая
обществом модель науки обеспечивала развитие всего реестра фак-
торов и условий продуктивного функционирования феномена. Это
требует от разработчиков программ научного развития широкой
гуманитарной подготовки, понимания закономерностей развития
науки, ее детерминант. Важно отслеживать новые тенденции разви-
тия науки. Увеличение теоретического, методологического арсенала
науки и взаимопроникновение методов и концепций из разных от-
раслей науки требует использования методологического плюрализма.
Увеличение степени точности, доказательности позволяет более ши-
роко применять знания и усилить инновационную составляющую
науки. Рост числа междисциплинарных, комплексных исследований
усиливает зависимость науки от уровня и характера поддержки со
стороны государства и частного бизнеса. Особо отметим социально-
гуманитарную составляющую этих закономерностей: поддержка вы-
сокого уровня критичности, рефлексии, плюрализма, ценностно-
нравственной ориентации научного дискурса, коммуникации, инно-
ваций невозможна без стимуляции творческого потенциала личности
ученого, его когнитивной, нравственной ответственности.
Осуществленный анализ науки как структурированного социо-
культурного феномена и источников его развития, новизна подходов
и выделенных тенденций имеет важное практическое значение. В со-
временной России нужно научиться пользоваться всеми разработка-
ми интеллектуалов для научного и технического прорыва к седьмому
социогуманитарному технологическому уровню; необходимо задей-
ствовать все элементы науки как социального института, все внут-
ренние и внешние ресурсы. Модели развития отечественной науки
должны широко обсуждаться, проходить экспертизу, подвергаться
профессиональному отбору. Необходимо сменить сложившуюся в
последние десятилетия парадигму «образование как натаскивание на
ответы» на «образование как партнерство», ориентированное на раз-
витие мышления и интеллекта, что может стимулировать развитие
специализированной социальной страты, занимающейся наукой.
По-видимому, пришло время озадачиться проблемой формирования
«неочеловека» с обновленной духовностью и ментальностью [2,
с. 188]. Современная наука должна быть обогащена гуманитарной
составляющей, ибо потеря гуманитарной культуры — угроза нацио-
нальной безопасности.