Тенденции развития науки: модели и плюрализм источников развития
3
методов и результатов исследования. «Истина и успех», «этические
ценности и императивы бизнеса» могут противоречить друг другу.
Появилась доходная статья для журналов и альманахов: платные
публикации, необходимые для поддержания «статуса» ученых и ис-
следователей. Возник феномен «венчурной науки»: требуются рис-
кованные обещания и заявления, соответственно, рискованные ин-
вестиции. Растет зависимость науки от потребителя, который стано-
вится не только партнером, но и заказчиком исследований. Так,
«технонаука» живет внутри общества [8, с. 178–183], и население ее
стимулирует. Например, пациенты оказывают влияние на развитие
медицинских и биомедицинских разработок, программ «чистая во-
да», «геномир» и пр., нередко дилетанты становятся заказчиками,
финансистами и «оценщиками» научных достижений. Наука зача-
стую балансирует на грани с не наукой, погружается в то, что можно
назвать «социальный контекст» [9, с. 174–175]. Она в эпоху «биока-
питализма» существенно изменяется, теряя свою гуманистическую
составляющую [10, c. 57–68].
Наука в современном мире превращается в публичный феномен,
она приобретает большее социальное звучание, чем раньше. Реально-
стью становится внедрение в массовое сознание идей, что «эта наука
правильная» или «ваша наука неправильная, и мы обойдемся без этих
научных разработок», что негативно сказывается на развитии всей
науки. Более того, существуют научные дисциплины, не приносящие
видимого технологического или экономического эффекта. Речь мо-
жет идти, например, о социальных и гуманитарных исследованиях, к
которым со времен господства марксистской парадигмы в советском
обществе сложилось устойчиво негативное отношение не только со
стороны населения, но и со стороны элиты. Оправдания сокращению
финансирования гуманитарных знаний и гуманитарной подготовки
(литература, философия и пр.) в учебных заведениях просто не суще-
ствует. Мы оказались очевидцами, как духовный вакуум заполнился
чуждыми российскому обществу идеями, ценностями, как поменялся
язык общения и вместе с ним мотивация поведения, деятельности.
Возникла необходимость поиска средств на развитие гуманитарных
наук, на поддержание Российского гуманитарного фонда из внебюд-
жетных средств, ибо: «Без гуманитарной науки страна как самостоя-
тельный культурный партнер перестает существовать» [1, с. 11]. Та-
ковы новые тенденции, требующие не только осмысления, но и прак-
тической проработки.
Наука прошла длительный путь становления. Проанализируем ис-
торию процесса в свете новых изменений, дадим систематизацию раз-
личных моделей динамики науки. Традиционной является модель ку-
мулятивизма, которую представители постпозитивизма в XX веке до-
полнили идеями антикумулятивизма: научные революции, смена