Background Image
Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова

2

Наука как структурированный объект начала исследоваться

с 30-х годов ХХ века благодаря работам американского социолога

Р. Мертона, создавшего новую дисциплину — социологию науки [3].

Мертон разработал «институциональную» модель науки. Ввел поня-

тие «нормативного этоса науки», основу которого составляют импе-

ративы: универсализм, всеобщность, незаинтересованность, разум-

ный скептицизм [4, с. 312]. Оппоненты Мертона (А. Кооненд,

Г. Мор) добавили к ним: стремление к объективности, интеллекту-

альную честность и добросовестность, терпимость к достижениям

других ученых, самопожертвование ради науки, ответственность.

Английский ученый Д. Бернал проанализировал науку через со-

циальные функции в динамике взаимоотношений науки и социума,

науки и техники, производства и промышленности. Бернал просле-

дил многообразие организационных форм науки — от отдельных

школ, университетской, академической науки к развитию мощной

экспериментальной базы, промышленных лабораторий, исследова-

тельских комплексов и т. д.

[5]. В «пост-мертоновской» социологии

усилился интерес к «когнитивной социологии науки», изучающей

содержательные аспекты научного знания, зарождение новаций. Бри-

танские исследователи Д. Блур и Б. Барнс предложили «сильную

программу» социологии науки, подчеркивая решающую роль макро-

социальных факторов: социальных матриц, ресурсов, финансов, ин-

струментария в конструировании знания. Теоретики считали допу-

стимыми методологические разногласия, плюрализм подходов, кон-

фликт интересов [6, с. 162–185]. С переходом от неорганизованных и

неформальных видов деятельности к структурам, имеющим органи-

зацию, иерархию, регламент, произошла институционализация науки

[7, с. 47–52].

В информационном обществе инфраструктура науки продолжает

меняться. В статье предлагается обзор новых тенденций и изменений

в науке, обозначившихся в последнее время. Вписывание науки в

рыночную экономику усиливает разрыв между теоретической (фун-

даментальной) и прикладной наукой. Например, ориентация на эко-

номическую поддержку порождает особого рода виртуальную реаль-

ность, которая создается на бумаге чиновниками и не имеет значения

в социальной реальности. Меняются мотивация и стандарты оценки

научных достижений. Социально-экономическая конкуренция, к ко-

торой подталкивают ученых (борьба за гранты, погоня за количе-

ством публикаций, индексы цитирования и т. п.), позволяет публико-

вать результаты, скрывая методы получения результатов, мотивируя

это коммерческой тайной фирмы или заказчика. Обнаружилось, что

многие публикации в престижных международных изданиях имеют

нулевой выход. Возникает разрыв научной коммуникации: ведь

наука может существовать только при воспроизводстве и проверке