Тенденции развития науки: модели и плюрализм источников развития
5
нологического экстернализма (Дж. Бернал, Б. Гессен) высказывались
в пользу техники и технологии. Культура (главным образом, мен-
тальная) рассматривалась в качестве определяющего фактора сто-
ронниками цивилизационной парадигмы (Н. Данилевский, О. Шпенг-
лер и другие). От матриц культуры признают зависимость науки,
научной результативности отечественные исследователи П.П. Гай-
денко, Е.А. Мамчур, В.С. Степин. В последнее время популярным
становится менеджерский (социально-организационный) экстерна-
лизм, ибо признается, что менеджер определяет стратегию развития
науки и ее отраслей.
Экстерналисты, на наш взгляд, несколько односторонне рассмат-
ривали причины роста научного знания. С их позиций невозможно
оценить «феномен Г. Перельмана», доказавшего в 2002 г. теорему
Пуанкаре и отказавшегося от премии. Но и «монетизация» науки, по
мнению британских исследователей, как стимул деятельности —
миф, воспринятый современным поколением. Американские ученые
проанализировали практику выплаты грантов, бонусов, премий с це-
лью повышения результативности работы и также пришли к выводу,
что бонусы не способствуют эффективности именно умственного
труда. Обещание вознаграждения становится дополнительным
стрессом, негативно сказывается на оперативной памяти ученого,
блокирует активность, отвлекает от проблемы. Человек подсчиты-
вает выгоды от бонуса, придумывает схемы махинаций. Ученые
больше дорожат самой возможностью творчески работать. Отме-
тим, что современная эпоха все-таки диктует свои требования, появ-
ляются успешные проекты подготовки ученых не только как мысли-
телей, но и как менеджеров. «Скрестить» изобретателя с предприни-
мателем — задача, например, «бизнес-инкубатора», существующего
в МГТУ им. Н.Э. Баумана с 2007 г. Наука и бизнес, считают разра-
ботчики этой модели, вполне совместимы [13, с. 15–25]. Слабой сто-
роной экстернализма является и недооценка относительной самосто-
ятельности науки как социокультурного феномена. Анализ того или
иного внешнего фактора не позволяет получить единой картины при-
чин развития науки. В науке действует принцип кооперации, факто-
ры, как правило, переплетаются и взаимодействуют. Общество, сре-
да, эпоха, культура создают предпосылки, наука откликается на за-
прос. При этом «ответ» должен экономически, социально и духовно
подкрепляться, в противном случае запрос может оказаться чистой
интенцией, идеей, «витающей в облаках». Механизм передачи вызова
связан с развитием когнитивных посредников между обществом и
наукой. Таковыми, на наш взгляд, выступают инонаучные формы
знания: мировоззрение, философия, искусство, сложившиеся карти-
ны мира. Автор убежден, что насущной задачей общества, стремяще-
гося к прогрессу, должно быть развитие нравственности и духовно-