Т.П. Малькова
6
сти, в противовес потребительству и меркантилизму, развитие миро-
воззренческой, гуманистической компоненты науки, приобщенность
к мировой философской мысли, содержащей в своих недрах культур-
ные уроки человечества. Можно сделать вывод: наука не только от-
носительно самостоятельна, но и относительно зависима от актуаль-
но складывающихся социокультурных аттракторов.
Противоположностью экстернализма в анализе источников раз-
вития науки является интернализм. Интерналисты абстрагируется от
контекста эпохи, времени, уровня социального развития. Он видит
источник развития внутри самой науки. Саморазвитие имманентно
науке. Состояние теории, уровень интеллекта, развитие идей, появ-
ление гипотез, база эмпирических фактов обладают способностью к
самопорождению научных знаний. К интернализму примкнули
А. Койре, Б. Рассел, П. Росси, Р. Холл. Позднее присоединились
постпозитивисты И. Лакатос, К. Поппер, П. Фейерабенд. Внутри
направления также не сложилось полного единства взглядов: суще-
ствуют эмпирическая и рационалистическая версии. Сторонники эм-
пиризма усматривают источник роста знания за счет наблюдения,
описания, измерения, открытия фактов. Примером может служить
Дж. Гершель, благодаря наблюдениям которого было зарегистриро-
вано 2 500 туманностей, 3 000 двойных звезд, выпущено 11 каталогов
звезд. Гершель придумал фотометрический метод, создал дисципли-
ну «фотографическая астрономия». Рационалистическая версия берет
начало в философии Р. Декарта: динамика знания зависит от творче-
ской природы духа, активности субъекта, созидающего и комбини-
рующего идеи на основе разума. Представителем интернализма явля-
ется отечественный ученый А. Койре [14]. Он обосновывал идею
развития картины мира в зависимости от перестройки стиля мышле-
ния, усложнения научного инструментария, аккумуляции знаний.
Рассмотрев апории Зенона, Койре убедился, что парадоксы элеатов
разрешимы с введением инфинитистской онтологии, идеи бесконеч-
ности пространства. Койре проанализировал коперниканский пере-
ворот в науке: обновление математического аппарата позволило Ко-
пернику опровергнуть модель вселенной Птолемея, развить гелио-
центризм. Койре был убежден: в истории науки существует единство
мысли, интеллекту имманентно присуще «единство человеческого
познания».
Продолжил обоснование концепции К. Поппер. Он не отрицал
вообще роли внешних факторов, однако рост и изменение содержа-
ния научного знания ученый выводил из логики и динамики самого
знания [15]. Философ на примере теории Ньютона показал: в науке
важнее не «доказать» истинность концепции, а опровергнуть (фаль-
сификация). В фундаменте наук по Попперу лежат гипотезы, истин-
ность которых доказать или опровергнуть невозможно. Гипотезы