Тенденции развития науки: модели и плюрализм источников развития
7
формулируются ad hoc (к случаю), конструкции являются гипотети-
ко-дедуктивными. Внутренние законы развития знаний, логика целе-
полагания в «мире объективированного знания» — двигатель науки
по Попперу. И. Лакатос утверждал, что теоретик, предвидя опровер-
жение концепции, может искусственно его отдалять введением гипо-
тез в научно-исследовательскую программу. Методолог науки
П. Фейерабенд предложил теорию «методологического анархизма».
Процесс размножения теорий (пролиферация), рост знаний идет бла-
годаря анархистским играм ученых, которым «дозволено все». Оте-
чественные философы также обращают внимание на разнообразные
внутренние источники развития теории. В.С. Степин указывает на
роль проблемных ситуаций и научных парадоксов в формировании
оригинальных «идеализированных» объектов как внутренних факто-
ров революционного изменения содержания научного знания
[16,
с. 267–285]. В.В. Ильин пишет, что прогресс науки — это «перма-
нентное возрастание ее содержательного потенциала — инструмен-
тального, категориального, фактологического» [17, с. 309]. Отмечен-
ные концепции не вполне учитывают особенности менталитета,
складывающегося в культурах и странах на разных этапах развития
науки. Наличный духовный потенциал общества формируется отно-
сительно самостоятельно, на него влияет образ жизни и религия,
язык и письменность. Научные знания, как отражение исследуемых
объектов, несмотря на принцип объективности, содержат как элемен-
ты архетипов национального сознания, так и личной духовности,
ценностных ориентаций, мотиваций ученых к занятиям научными
проблемами. Знание, в том числе и научное, является конструкцией
ученого, это — модель объекта. Любая модель выступает как репре-
зентация объекта, зависит от понятийного аппарата, который в со-
временном мире имеет тенденцию к ускоренному обновлению, смене
смыслов и значений, значит, необходимо учитывать онтологические
и эпистемологические особенности современного языка (понятий,
символов, знаков), функционирующего в стране в исследуемую эпо-
ху. Иногда движущей силой развития науки (дисциплины, проблемы)
может оказаться вполне локальный фактор: социально-психологи-
ческий настрой коллектива или отдельного ученого, заражающего
других своим энтузиазмом, целеустремленностью, талантом. В от-
крытом обществе субъект обладает свободой выбора системы, в ко-
торой он видит возможности для творческой реализации. Высокий
уровень конкуренции в современном мире стимулирует креатив-
ность, новый тип научной мотивации, ориентацию на международное
признание. Встает вопрос о приоритетах науки, ее нравственной, ми-
ровоззренческой составляющих. Наука перестает быть достоянием
одной страны: в информационную эпоху нет своей и чужой науки,
она — международное достояние. Американский ученый Т. Кун, ис-