Background Image
Previous Page  6 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 10 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова, В.В. Каплунов

6

Необходимым условием подъема экономики и возрождения Рос-

сии является качественный скачок образования на базе новейших

информационных технологий [8, c. 106]. Современные технологии

обучения не могут базироваться на устаревшем оборудовании, к тому

же финансирование науки не должно отставать от мировых стандар-

тов. Уровень образования в стране обусловлен, с одной стороны, гос-

ударственным финансированием; с другой стороны, коммерческим

подходом к обучению. Рыночная экономика привела к появлению

феномена «образовательного бизнеса», к снижению качества знаний

обучающихся и профессиональных компетенций преподавателей,

кроме того, внедрение рыночных ценностей в образование приводит

к его дегуманизации. «Болонезированные» формы и методы обуче-

ния, централизация тестирования, отчетности ограничивают время

человеческого общения, негативно сказываются на образовательном

процессе. Растет невежество, принцип «пойми и размышляй» заменя-

ется угадыванием нужной кнопки во время тестирования [9, с. 125].

Преподаватель по роду своей деятельности должен обладать ан-

тропологическим мышлением. Его успех зависит от умения наладить

образовательный процесс как партнерство с обучаемым. Партнерство

в образовании — особый тип социального взаимодействия обучаемо-

го и обучающего, основанный на единстве культурных, мировоззрен-

ческих, понятийных матриц, позволяющий участникам взаимодей-

ствия реализовать модель будущего, одобренную в ходе коммуника-

ции. Практика показывает, что непосредственное общение с

преподавателем, парные и групповые занятия, мозговой штурм

настраивают на добросовестную подготовку обучающегося, способ-

ствуют осмыслению не только познавательных задач, но и выработке

модели будущего, общезначимой картины мира.

Итак, выделим аргументы в пользу философии, необходимости

ее преподавания в технических вузах для развития интеллекта, мыш-

ления, творчества инженеров.

1) Инженеры живут в едином социуме и культурной среде с

представителями иных специальностей, поэтому они должны иметь

представления об основных интеллектуальных веяниях, осваивать

модели мышления, познания и поведения человека в различных си-

туациях. Философия во многом способствует интеграции инженера в

культуру общества. Весьма показателен в этом плане пример Сили-

коновой долины в США. Там не просто собраны лучшие умы чело-

вечества для решения научных и технических задач, но и созданы все

условия для творческого мышления, жизнедеятельности, интеллекту-

ального роста, конкуренции, полного финансирования альтернатив-

ных проектов [10, с. 37–35].