Т.П. Малькова, В.В. Каплунов
6
Необходимым условием подъема экономики и возрождения Рос-
сии является качественный скачок образования на базе новейших
информационных технологий [8, c. 106]. Современные технологии
обучения не могут базироваться на устаревшем оборудовании, к тому
же финансирование науки не должно отставать от мировых стандар-
тов. Уровень образования в стране обусловлен, с одной стороны, гос-
ударственным финансированием; с другой стороны, коммерческим
подходом к обучению. Рыночная экономика привела к появлению
феномена «образовательного бизнеса», к снижению качества знаний
обучающихся и профессиональных компетенций преподавателей,
кроме того, внедрение рыночных ценностей в образование приводит
к его дегуманизации. «Болонезированные» формы и методы обуче-
ния, централизация тестирования, отчетности ограничивают время
человеческого общения, негативно сказываются на образовательном
процессе. Растет невежество, принцип «пойми и размышляй» заменя-
ется угадыванием нужной кнопки во время тестирования [9, с. 125].
Преподаватель по роду своей деятельности должен обладать ан-
тропологическим мышлением. Его успех зависит от умения наладить
образовательный процесс как партнерство с обучаемым. Партнерство
в образовании — особый тип социального взаимодействия обучаемо-
го и обучающего, основанный на единстве культурных, мировоззрен-
ческих, понятийных матриц, позволяющий участникам взаимодей-
ствия реализовать модель будущего, одобренную в ходе коммуника-
ции. Практика показывает, что непосредственное общение с
преподавателем, парные и групповые занятия, мозговой штурм
настраивают на добросовестную подготовку обучающегося, способ-
ствуют осмыслению не только познавательных задач, но и выработке
модели будущего, общезначимой картины мира.
Итак, выделим аргументы в пользу философии, необходимости
ее преподавания в технических вузах для развития интеллекта, мыш-
ления, творчества инженеров.
1) Инженеры живут в едином социуме и культурной среде с
представителями иных специальностей, поэтому они должны иметь
представления об основных интеллектуальных веяниях, осваивать
модели мышления, познания и поведения человека в различных си-
туациях. Философия во многом способствует интеграции инженера в
культуру общества. Весьма показателен в этом плане пример Сили-
коновой долины в США. Там не просто собраны лучшие умы чело-
вечества для решения научных и технических задач, но и созданы все
условия для творческого мышления, жизнедеятельности, интеллекту-
ального роста, конкуренции, полного финансирования альтернатив-
ных проектов [10, с. 37–35].