Background Image
Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

Т.П. Малькова, В.В. Каплунов

2

софские вопросы бытия, истины, добра и т.д., казалось бы, не имеют

к ней никакого отношения. Однако опыт развития знания свидетель-

ствует о том, что именно в философии разрабатывались многие гно-

сеологические и методологические проблемы, непосредственно вли-

яющие на все виды знания и формы познания.

Рассмотрим те аспекты философии, без которых никакая форма

знания, включая и инженерно-техническое, не может полноценно

существовать. Философия как система мировоззрения имеет всеохва-

тывающее влияние на всех людей, в том числе технических специ-

альностей. В повседневной теоретической и практической жизни ин-

женер использует из всего философского арсенала лишь основные

инструменты логики, а также методологические и гносеологические

механизмы познания. Однако, как сложившаяся или формирующаяся

личность, он вписан в существующую систему детерминант культу-

ры, оперирует кодами, рецептами и матрицами сознания, мышления,

оценок, норм и правил поведения, является продуктом культуры и

одновременно субъектом-творцом культуры. Представитель инже-

нерной специальности — творец материально-технической состав-

ляющей культуры.

Появление «новой среды обитания», особой инфраструктуры —

инфосферы, происходящая в мире цифровая революция фундамен-

тально меняют действительность. Происходят серьезные экономиче-

ские и социальные сдвиги, складывается новый образ жизни, возни-

кают соответствующие требования к человеку, — соответственно,

изменился стиль его «технического мышления». Современная науч-

ная практика проходит под девизом ученых и инженеров «Силиконо-

вого наукограда»: «Инновация или смерть!» [2, с. 6]. В повседневной

реальности существует весьма ощутимый разрыв между некоторым

идеальным образом будущего (должным) и реально достигнутым

(сущим). Для понимания специфики инженерной деятельности в со-

временном социуме, взаимосвязанной и взаимообусловленной гам-

мой экономических, политических и прочих факторов, проанализи-

руем некоторые социокультурные детерминанты сознания и поведе-

ния. Живущий в обществе человек обладает концептуальным миро-

воззрением, оформленным в понятиях, на базе которых формируются

убеждения и идеалы, побуждающие людей к действиям.

Мировоззрение как интегральный образ культуры двойственно

по своей природе: сочетает в себе сущее как отражение наличного

мира (картина мира), и должное как концептуальный образ будущего

(идеал). Мировоззрение вырабатывается субъектом в конкретно-

исторический период времени в определенном обществе и культур-

ной среде. Оно глубоко социально, детерминировано общественно

выработанными и закрепленными в культуре и социальной «памяти»