Т.П. Малькова, В.В. Каплунов
2
софские вопросы бытия, истины, добра и т.д., казалось бы, не имеют
к ней никакого отношения. Однако опыт развития знания свидетель-
ствует о том, что именно в философии разрабатывались многие гно-
сеологические и методологические проблемы, непосредственно вли-
яющие на все виды знания и формы познания.
Рассмотрим те аспекты философии, без которых никакая форма
знания, включая и инженерно-техническое, не может полноценно
существовать. Философия как система мировоззрения имеет всеохва-
тывающее влияние на всех людей, в том числе технических специ-
альностей. В повседневной теоретической и практической жизни ин-
женер использует из всего философского арсенала лишь основные
инструменты логики, а также методологические и гносеологические
механизмы познания. Однако, как сложившаяся или формирующаяся
личность, он вписан в существующую систему детерминант культу-
ры, оперирует кодами, рецептами и матрицами сознания, мышления,
оценок, норм и правил поведения, является продуктом культуры и
одновременно субъектом-творцом культуры. Представитель инже-
нерной специальности — творец материально-технической состав-
ляющей культуры.
Появление «новой среды обитания», особой инфраструктуры —
инфосферы, происходящая в мире цифровая революция фундамен-
тально меняют действительность. Происходят серьезные экономиче-
ские и социальные сдвиги, складывается новый образ жизни, возни-
кают соответствующие требования к человеку, — соответственно,
изменился стиль его «технического мышления». Современная науч-
ная практика проходит под девизом ученых и инженеров «Силиконо-
вого наукограда»: «Инновация или смерть!» [2, с. 6]. В повседневной
реальности существует весьма ощутимый разрыв между некоторым
идеальным образом будущего (должным) и реально достигнутым
(сущим). Для понимания специфики инженерной деятельности в со-
временном социуме, взаимосвязанной и взаимообусловленной гам-
мой экономических, политических и прочих факторов, проанализи-
руем некоторые социокультурные детерминанты сознания и поведе-
ния. Живущий в обществе человек обладает концептуальным миро-
воззрением, оформленным в понятиях, на базе которых формируются
убеждения и идеалы, побуждающие людей к действиям.
Мировоззрение как интегральный образ культуры двойственно
по своей природе: сочетает в себе сущее как отражение наличного
мира (картина мира), и должное как концептуальный образ будущего
(идеал). Мировоззрение вырабатывается субъектом в конкретно-
исторический период времени в определенном обществе и культур-
ной среде. Оно глубоко социально, детерминировано общественно
выработанными и закрепленными в культуре и социальной «памяти»