Т.П. Малькова, В.В. Каплунов
4
личинами не могут произойти военные действия или массовая эпи-
демия. Однако использование научных открытий в технических
устройствах или их приложениях зачастую приводит к международ-
ным конфликтам или требует серьезных усилий по их предотвраще-
нию (например, иранская ядерная программа). Современная ситуация
в мире свидетельствует, что технические возможности стран нахо-
дятся примерно на одинаковом уровне, и это снижает возможность
возникновения глобального конфликта. При этом приходится наде-
яться на здравый смысл политиков. Соответственно инженеры, про-
ектирующие и разрабатывающее новейшую технику, должны осозна-
вать себя частью мира, нести за него ответственность.
Есть еще один актуальный вопрос: оправдана ли утилитарность,
полезность используемых устройств, создаваемых инженерами. Как
соотносятся важные для человека идеи совершенствования качества
жизни, технического прогресса и добро, понимаемое в широком гу-
манистическом смысле. В современном мире процесс внедрения в
жизнь людей все новых усовершенствованных гаджетов неуклонно
ускоряется. Из производителя и «пастуха» техники человек посте-
пенно превращается в ее раба. Этот феномен был описан немецким
экзистенциалистом М. Хайдеггером.
В информационном мире зависимость субъекта от электронной
техники становится не только социальной, но медицинской и психи-
атрической проблемой. Один из руководителей Google Э. Шмидт
назвал Интернет «величайшим анархическим экспериментом». Ком-
ментируя его высказывание, А. Волков пишет, что сложился мир, «в
котором производят (или потребляют) цифровой контент сотни мил-
лионов людей и который почти никак не ограничен законом» [2, с.
11]. Экспансия мировых интернет-компаний практически не вызыва-
ет почти никакого сопротивления со стороны мирового сообщества.
Лишь немногие специалисты начинают ограничивать использование
электронных гаджетов, например, в обучении, обнаруживая, что их
бесконтрольное применение снижает творческую функцию сознания.
По-видимому, для понимания связи материальной и духовной куль-
туры инженер должен обладать широким мировоззренческим потен-
циалом, вникать в философские проблемы бытия.
Инженер — человек с высшим техническим образованием —
призван обобщать опыт предыдущих поколений и стремиться к об-
легчению существования окружающих его людей. Без его творчества
мы не можем себе представить современную жизнь. Мир вокруг нас
изобилует различными техническими решениями. Появились музеи,
оснащенные электронными экспонатами (музей Ф. Шопена в Варша-
ве), «электронные коттеджи», «электронные города» и пр. Получает-
ся, что инженеры — очень нужная и важная часть современного об-