Background Image
Previous Page  5 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 10 Next Page
Page Background

Зачем инженеру нужна философия

5

щества, поэтому вопрос: «Нужна ли инженеру философия и широкий

мировоззренческий кругозор?» становится все более актуальным.

Безусловно, не существует однозначного ответа на поставленный во-

прос. Противники изучения философии в технических вузах считают

ее дорогим излишеством, требуют сокращения или отмены учебных

часов, они считают, что следует готовить узких технических специа-

листов, удовлетворяя потребность сегодняшнего развития общества.

Защитники философии утверждают, что без гуманитарного образо-

вания, развития мировоззрения, культуры ума происходит «великое

культурное одичание» [6].

Среди аргументов, приводимых против преподавания философии

в инженерных вузах, наблюдаются следующие:

1) инженерный курс перенасыщен разнообразными математиче-

скими, естественными и техническими дисциплинами. Для проекти-

рования, создания опытного образца, запуска в серию технического

устройства инженер должен сосредоточиться на постоянной актуали-

зации именно технических, а не гуманитарных знаний, иначе интел-

лектуальные и материальные затраты на процесс создания нового бу-

дут все увеличиваться, прогресс остановится;

2) введение в курс обучения гуманитарных наук и философии

кажется нецелесообразным, так как интенсивность учебного процес-

са настолько велика, что студенты страдают из-за нехватки времени

для чтения вообще, посещения музеев, театров. Американский педа-

гог Р. Кийосаки в книге «Бедный папа, богатый папа» констатировал,

что смена новой научной информации происходит сегодня каждые 18

месяцев, так что студенту трижды за годы обучения приходится «до-

гонять» убегающие вперед науки [7];

3) в современной культуре труд инженеров сравнивают с работой

«механизмов»: машин, автоматов, роботов. Специалисты, работаю-

щие над созданием искусственного интеллекта, всерьез обсуждают

передачу интеллектуальной деятельности киборгам. По нашему мне-

нию, проблема искусственного интеллекта, его предельных возмож-

ностей решается не только в инженерно-техническом, но и философ-

ско-мировоззренческом плане. Напомним сюжет фантастической по-

вести С. Лема «Непобедимый», когда исследователи одной из планет

обнаружили «некросферу» — засилье примитивных роботов, некогда

завезенных на планету людьми, вышедших из-под контроля и уни-

чтожающих все живое и мыслящее.

Приведем аргументы сторонников полноценного мировоззрения,

ратующих за передачу инженерам философских знаний, а следова-

тельно, за развитие «культуры ума», которая, по выражению Цице-

рона, есть философия. Предварительно подчеркнем важность систе-

мы образования в целом для подготовки инженеров нового типа.