Зачем инженеру нужна философия
5
щества, поэтому вопрос: «Нужна ли инженеру философия и широкий
мировоззренческий кругозор?» становится все более актуальным.
Безусловно, не существует однозначного ответа на поставленный во-
прос. Противники изучения философии в технических вузах считают
ее дорогим излишеством, требуют сокращения или отмены учебных
часов, они считают, что следует готовить узких технических специа-
листов, удовлетворяя потребность сегодняшнего развития общества.
Защитники философии утверждают, что без гуманитарного образо-
вания, развития мировоззрения, культуры ума происходит «великое
культурное одичание» [6].
Среди аргументов, приводимых против преподавания философии
в инженерных вузах, наблюдаются следующие:
1) инженерный курс перенасыщен разнообразными математиче-
скими, естественными и техническими дисциплинами. Для проекти-
рования, создания опытного образца, запуска в серию технического
устройства инженер должен сосредоточиться на постоянной актуали-
зации именно технических, а не гуманитарных знаний, иначе интел-
лектуальные и материальные затраты на процесс создания нового бу-
дут все увеличиваться, прогресс остановится;
2) введение в курс обучения гуманитарных наук и философии
кажется нецелесообразным, так как интенсивность учебного процес-
са настолько велика, что студенты страдают из-за нехватки времени
для чтения вообще, посещения музеев, театров. Американский педа-
гог Р. Кийосаки в книге «Бедный папа, богатый папа» констатировал,
что смена новой научной информации происходит сегодня каждые 18
месяцев, так что студенту трижды за годы обучения приходится «до-
гонять» убегающие вперед науки [7];
3) в современной культуре труд инженеров сравнивают с работой
«механизмов»: машин, автоматов, роботов. Специалисты, работаю-
щие над созданием искусственного интеллекта, всерьез обсуждают
передачу интеллектуальной деятельности киборгам. По нашему мне-
нию, проблема искусственного интеллекта, его предельных возмож-
ностей решается не только в инженерно-техническом, но и философ-
ско-мировоззренческом плане. Напомним сюжет фантастической по-
вести С. Лема «Непобедимый», когда исследователи одной из планет
обнаружили «некросферу» — засилье примитивных роботов, некогда
завезенных на планету людьми, вышедших из-под контроля и уни-
чтожающих все живое и мыслящее.
Приведем аргументы сторонников полноценного мировоззрения,
ратующих за передачу инженерам философских знаний, а следова-
тельно, за развитие «культуры ума», которая, по выражению Цице-
рона, есть философия. Предварительно подчеркнем важность систе-
мы образования в целом для подготовки инженеров нового типа.