Э.В. Давыдова
6
ния согласных [ц] и [т`]. Если это все-таки происходит, порекомен-
дуйте учащимся произносить [т`] с ослабленной смычкой, а [ц] — с
энергично раскрывающейся смычкой.
Заднеязычные согласные [к], [г], [х].
При коррекции произноше-
ния согласных [к], [г], [х] важно обратить внимание на ощутимый
момент артикуляции: язык оттянут назад, задняя часть языка подни-
мается к мягкому небу, образуя с ним смычку (при произнесении со-
гласных [к], [г]) или щель (при произнесении согласного [х]). Если
студенты произносят русские заднеязычные согласные с более зад-
ней и напряженной артикуляцией, корректировать данные звуки
лучше сначала в сочетаниях с гласным [а]:
ка — га — ха.
Позиция
перед [а] является наиболее благоприятной для устранения придыха-
ния при произнесении согласного [к]. При произнесении мягких зад-
неязычных согласных [к`], [г`], [х`] язык продвигается вперед, кончик
языка касается нижних зубов. В качестве звука-помощника использу-
ется звук [и]:
и-ки, и-ги, и-хи.
Мягкие заднеязычные согласные не
встречаются в конце слова, поэтому важно не допускать смягчения
этих звуков в данной позиции. Если это все-таки происходит, необ-
ходимо указать на ощутимый момент артикуляции: отодвинуть язык
назад. В качестве звуков-помощников можно использовать гласные
[o] и [y]:
ок-ох, ук-ух.
Согласный [j].
Согласный [j] может выступать в двух разновид-
ностях: [j] и [i]. Звуки [j] и [i] близки к гласному [и]: при их образо-
вании средняя часть спинки языка поднята к небу, причем [i] и [и] не
отличаются степенью поднятия языка. Однако при произнесении [i]
напор воздушной струи и напряженность средней части языка боль-
ше, чем при произнесении [и]. Напор воздушной струи еще больше
усиливается при произнесении [j]. При постановке этого звука следу-
ет добиваться большей напряженности средней части спинки языка и
усиления напора воздушной струи. Для обозначения звуков [j] и [i]
используются буквы
Е, Е, Ю, Я, Й
; при этом следует напомнить уча-
щимся, что буквы Е, Е, Ю, Я обозначают два звука: [jэ], [jо], [jу], [jа].
Эти звуки произносятся в ударных слогах:
в начале слова (
юг [jук]
);
после разделительных
Ъ, Ь
(
съел [сjэл]
);
после гласной (
июнь [иjун`]
).
Завершают работу над постановкой звуков упражнениями, за-
крепляющими навыки произношения конкретного звука в различных
позициях с гласными и согласными. Далее методически целесообраз-
ным является чтение стихов, скороговорок, поговорок и пословиц, в
которых тренируемый звук встречается наиболее часто. Подобные
упражнения позволяют автоматизировать уже приобретенные арти-
куляционные навыки [7]. Автоматизация указанных навыков высту-
пает необходимым условием освоения русской фонетической систе-