Обучение иностранных студентов фонетике русского языка…
3
нии [у] в большей степени). Корректируя произношение звуков [и] и
[ы], важно обратить внимание на ощутимые моменты артикуляции:
при произношении [ы] кончик языка приподнят, язык оттянут назад
(для этой цели могут быть использованы звуки-помощники [у], [к],
[г]). При произношении [и] кончик языка упирается в нижние зубы,
язык продвинут вперед.
Постановка согласных звуков.
Работу над постановкой соглас-
ных звуков также организуют в определенной последовательности с
учетом различных классификационных характеристик.
Губные согласные.
При коррекции произношения согласных [м],
[п], [б] важно обратить внимание на место и способ образования этих
звуков: воздушная струя разрывает смычку губ (при этом более ак-
тивной является нижняя губа, верхняя только прижимается к ней).
Необходимо следить за тем, чтобы студенты не допускали смешения
согласных [п] и [б] по глухости/звонкости. При коррекции произно-
шения мягких губно-губных согласных [м`], [п`], [б`] можно опи-
раться на ощутимые моменты артикуляции: губы несколько растяну-
ты и прижаты к зубам, передняя часть языка приподнята и касается
нижних зубов. В качестве звука-помощника здесь используется [и].
Губно-зубные согласные.
При коррекции произношения звуков
[ф] и [в] важно обратить внимание на ощутимый момент артикуля-
ции: нижняя губа сближается с верхними зубами, образуя щель, через
которую проходит воздух. Корректируя произношение мягких со-
гласных [ф`] и [в`], можно опираться еще на два ощутимых момента
артикуляции: губы слегка растянуты (нижняя в большей степени),
нижняя губа прижимается к нижним зубам. Не следует допускать
смешения губно-губных и губно-зубных согласных, вызванного не-
различением губных артикуляций. Губная артикуляция контролиру-
ема, ее легко наблюдать в зеркале. При произношении [б] и [п] смы-
каются губы, при произношении [в] и [ф] нижняя губа касается верх-
них зубов.
Согласные [т], [д], [н].
При коррекции произношения звуков [т],
[д], [н] следует обратить внимание на положение кончика языка (он
опущен и слегка прижат к нижним зубам). При выполнении упраж-
нений на противопоставление [т] и [д] важно не допускать их смеше-
ния по признаку глухости/звонкости. При отработке произношения
стечения согласных [дн] необходимо следить за тем, чтобы между
согласными не появлялся гласный звук. При постановке мягких со-
гласных, в частности [т`], [д`], [н`], можно использовать сочетания со
звуком-помощником [и]. Напряженное произнесение этого звука в
сочетании
ити
обеспечивает подъем средней части языка (неощути-
мый момент артикуляции).
Согласный [л]
вызывает большие трудности, так как основные
моменты артикуляции (подъем задней части языка и вогнутость
средней) являются неощутимыми. Единственный ощутимый момент