Background Image
Previous Page  3 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 8 Next Page
Page Background

Обучение иностранных студентов фонетике русского языка…

3

нии [у] в большей степени). Корректируя произношение звуков [и] и

[ы], важно обратить внимание на ощутимые моменты артикуляции:

при произношении [ы] кончик языка приподнят, язык оттянут назад

(для этой цели могут быть использованы звуки-помощники [у], [к],

[г]). При произношении [и] кончик языка упирается в нижние зубы,

язык продвинут вперед.

Постановка согласных звуков.

Работу над постановкой соглас-

ных звуков также организуют в определенной последовательности с

учетом различных классификационных характеристик.

Губные согласные.

При коррекции произношения согласных [м],

[п], [б] важно обратить внимание на место и способ образования этих

звуков: воздушная струя разрывает смычку губ (при этом более ак-

тивной является нижняя губа, верхняя только прижимается к ней).

Необходимо следить за тем, чтобы студенты не допускали смешения

согласных [п] и [б] по глухости/звонкости. При коррекции произно-

шения мягких губно-губных согласных [м`], [п`], [б`] можно опи-

раться на ощутимые моменты артикуляции: губы несколько растяну-

ты и прижаты к зубам, передняя часть языка приподнята и касается

нижних зубов. В качестве звука-помощника здесь используется [и].

Губно-зубные согласные.

При коррекции произношения звуков

[ф] и [в] важно обратить внимание на ощутимый момент артикуля-

ции: нижняя губа сближается с верхними зубами, образуя щель, через

которую проходит воздух. Корректируя произношение мягких со-

гласных [ф`] и [в`], можно опираться еще на два ощутимых момента

артикуляции: губы слегка растянуты (нижняя в большей степени),

нижняя губа прижимается к нижним зубам. Не следует допускать

смешения губно-губных и губно-зубных согласных, вызванного не-

различением губных артикуляций. Губная артикуляция контролиру-

ема, ее легко наблюдать в зеркале. При произношении [б] и [п] смы-

каются губы, при произношении [в] и [ф] нижняя губа касается верх-

них зубов.

Согласные [т], [д], [н].

При коррекции произношения звуков [т],

[д], [н] следует обратить внимание на положение кончика языка (он

опущен и слегка прижат к нижним зубам). При выполнении упраж-

нений на противопоставление [т] и [д] важно не допускать их смеше-

ния по признаку глухости/звонкости. При отработке произношения

стечения согласных [дн] необходимо следить за тем, чтобы между

согласными не появлялся гласный звук. При постановке мягких со-

гласных, в частности [т`], [д`], [н`], можно использовать сочетания со

звуком-помощником [и]. Напряженное произнесение этого звука в

сочетании

ити

обеспечивает подъем средней части языка (неощути-

мый момент артикуляции).

Согласный [л]

вызывает большие трудности, так как основные

моменты артикуляции (подъем задней части языка и вогнутость

средней) являются неощутимыми. Единственный ощутимый момент