Э.В. Давыдова
2
соотношении при обучении фонетике методических принципов ком-
муникативности, лингвистической компетенции в сфере русского
языка и учета фонетической системы родного языка учащихся.
Содержание лингвистической компетенции в области фонетики
включает четыре раздела: произношение звуков и их позиционные
изменения, интонационные конструкции и ситуации их применения,
ударение и его сдвиги в парадигме слов, синтагматическое членение
фразы.
Материал всех указанных разделов представляется целесообраз-
ным включить в программу довузовской подготовки в качестве ввод-
но-фонетического курса. Предвосхищение, предупреждение, анализ и
умение исправлять артикуляционные и интонационные ошибки в
определенной национальной аудитории — это учебная модель уро-
ков фонетики и залог продуктивного обучения РКИ в целях реальной
коммуникации. Важно отметить, что работа над произношением кон-
кретных русских звуков должна быть организована в определенной
последовательности, при этом особое внимание должно быть обра-
щено на ощутимые моменты артикуляции.
На начальном этапе материал подается концентрами: гласные —
от [а] до наиболее сложных [у], [ы]; согласные — от «легких» [б], [м]
до [ж], [ш], [р], [щ], [ч], оппозиции согласных по глухости/звонкости,
позже — по твердости/мягкости в сочетаниях согласных с соответ-
ствующими гласными и т. д.
Постановка гласных звуков
(Московская фонологическая школа).
При постановке гласных нужно учитывать два момента:
1) гласные в ударных/безударных позициях;
2) гласные после твердых и мягких согласных, после [й]
(та-тя-тья).
Очень важно определить с точки зрения артикуляционной базы,
какие моменты артикуляции служат фонологическими признаками, а
какие отклонения создают акцент в произношении.
Фонологическими признаками являются:
1) степень подъема языка;
2) лабиализация гласных (губы вытянуты вперед).
При коррекции произношения гласных [а] и [э] следует обратить
внимание на два момента: положение языка и степень раствора рото-
вой полости. При произнесении [а] язык свободно лежит в полости
рта, кончик языка опущен и находится за нижними зубами, рот ши-
роко раскрыт. При произнесении [э] язык продвинут вперед, кончик
языка находится у нижних зубов, раствор ротовой полости уже, чем
при [а]. При произношении [э] в абсолютном начале слова и после
твердых согласных важно не допускать уменьшения степени раство-
ра ротовой полости и появления закрытого [э]. При произношении
гласных [о], [у] необходимо следить за тем, чтобы язык был оттянут
назад, губы чуть округлены и вытянуты вперед (при произноше-