Background Image
Previous Page  2 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 8 Next Page
Page Background

Э.В. Давыдова

2

соотношении при обучении фонетике методических принципов ком-

муникативности, лингвистической компетенции в сфере русского

языка и учета фонетической системы родного языка учащихся.

Содержание лингвистической компетенции в области фонетики

включает четыре раздела: произношение звуков и их позиционные

изменения, интонационные конструкции и ситуации их применения,

ударение и его сдвиги в парадигме слов, синтагматическое членение

фразы.

Материал всех указанных разделов представляется целесообраз-

ным включить в программу довузовской подготовки в качестве ввод-

но-фонетического курса. Предвосхищение, предупреждение, анализ и

умение исправлять артикуляционные и интонационные ошибки в

определенной национальной аудитории — это учебная модель уро-

ков фонетики и залог продуктивного обучения РКИ в целях реальной

коммуникации. Важно отметить, что работа над произношением кон-

кретных русских звуков должна быть организована в определенной

последовательности, при этом особое внимание должно быть обра-

щено на ощутимые моменты артикуляции.

На начальном этапе материал подается концентрами: гласные —

от [а] до наиболее сложных [у], [ы]; согласные — от «легких» [б], [м]

до [ж], [ш], [р], [щ], [ч], оппозиции согласных по глухости/звонкости,

позже — по твердости/мягкости в сочетаниях согласных с соответ-

ствующими гласными и т. д.

Постановка гласных звуков

(Московская фонологическая школа).

При постановке гласных нужно учитывать два момента:

1) гласные в ударных/безударных позициях;

2) гласные после твердых и мягких согласных, после [й]

(та-тя-тья).

Очень важно определить с точки зрения артикуляционной базы,

какие моменты артикуляции служат фонологическими признаками, а

какие отклонения создают акцент в произношении.

Фонологическими признаками являются:

1) степень подъема языка;

2) лабиализация гласных (губы вытянуты вперед).

При коррекции произношения гласных [а] и [э] следует обратить

внимание на два момента: положение языка и степень раствора рото-

вой полости. При произнесении [а] язык свободно лежит в полости

рта, кончик языка опущен и находится за нижними зубами, рот ши-

роко раскрыт. При произнесении [э] язык продвинут вперед, кончик

языка находится у нижних зубов, раствор ротовой полости уже, чем

при [а]. При произношении [э] в абсолютном начале слова и после

твердых согласных важно не допускать уменьшения степени раство-

ра ротовой полости и появления закрытого [э]. При произношении

гласных [о], [у] необходимо следить за тем, чтобы язык был оттянут

назад, губы чуть округлены и вытянуты вперед (при произноше-